Этапы и пути профессионализации в области психологопедагогического образования
Личностное и профессиональное совершенствование как важная часть профессионального развития педагога-психолога.
Разговор про личностные и профессиональные качества психолога образования начнем с обсуждения вопроса о значении личности в профессии психолога и о значении профессиональных навыков в жизни психолога как человека.
«Личность является самым важным инструментом психолога, поэтому она должна быть в хорошем состоянии» — такая фраза является характерной установкой для профессионального психологического сообщества. Давайте попробуем разобраться, что имеется в виду.
Вопрос первый: если психолог работает личностью, то зачем нужно учить столько научной информации, осваивать годами профессиональные технологии работы?
Вопрос второй: что такое личность и как ею работать?
Вопрос третий: что значит «хорошее состояние» личности? На профессиональном сленге — достаточно пролеченная личность или в условно здоровом состоянии.
Такое долгое и скучное перечисление личностных качеств — зачем нужно об этом говорить с начинающими психологами? Они ли определяют личность? Врожденные ли эти качества или сформированные в особом жизненном опыте, может ли человек, принявший решение стать психологом только в 17 или 35 лет, все-таки стать им?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Встречаясь с разными людьми, мы часто обращаем внимание на тех, кто имеет какой-то свой, особый взгляд на жизнь, чувствует себя иначе — свободнее по сравнению с остачьными людьми, кто имеет выраженную индивидуальность. Можно ли говорить о том, что этого достаточно, чтобы быть хорошим психологом?
(См. задание 23 к гл. 4.)
Каждый человек имеет свою систему взглядов на мир, ценностей, отношений и смыслов. И, желая того или не желая, он транслирует это мировоззрение другим людям. Нам хорошо с тем, кто имеет похожее мировоззрение, интересно с теми, чье отношение к миру отличается, но только в том случае, если человек с другой системой жизненных взглядов способен к диалогу и уважает наше право быть другим (т.е. обладает толерантностью, о которой шла речь при обсуждении этического кодекса психолога).
Вспоминая опыт участия в психотерапевтической группе К. Роджерса во время его визита в Россию в 1986 г., Ф. Е. Василюк, Б. С. Братусь,
А. Б. Орлов, А. А. Пузырей (как мы видим, впоследствии активно развивавшие идеи человеко-центрированного подхода в своей профессиональной практике), говорили о том, что это был опыт того, как можно быть Личностью в своей профессиональной практике. К. Роджерс оказывал терапевтическое воздействие уже своим отношением к другому человеку, тем, как он строит диалог, тем, как он проявляет себя в этом диалоге. Этот опыт и такой подход «задал высокую личностную планку» всем последующим психологам-практикам.
Встреча двух людей как личностей в диалоге задает (или создает) некоторый смысловой контекст общения, который взаимно обогащает обоих. Во время подлинной Встречи возникает со-бытие, или событие, или событийная общность (об этом феномене выше шла речь — см.: В. И. Слободчи- ков), где происходят действительные личностные изменения собеседников. Когда начинается узнавание друг друга в диалоге, у встретившихся людей возникает отраженная субъектность, о которой говорил В. А. Петровский. После такой Встречи особенно ощутимо переживаются личностные изменения, личностный рост, которые впоследствии приводят к каким-то важным жизненным выборам, т.е. изменению жизненной стратегии, жизненной перспективы.
(См. задание 24 к гл. 4.)
Встреча - с позиции экзистенциальной философии и психологии — событие, в результате которого человек осуществляет свой прорыв к личностной экзистенции, или к трансцендентальному; связано чаще с позитивными переживаниями и приращением личностных смыслов; Встреча располагает человека к постижению его предназначения.
Каждый человек, пришедший в психологическую профессию, имеет в профессиональном багаже свои представления о целях и предмете психологической практики, имеет собственный жизненный опыт переживаний, имеет багаж умений и навыков (как связанных с психологической профессией, так и не связанных с ней). Все это составляет его профессиональную уникальность, неповторимый индивидуальный стиль деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. ИСД — фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта.
Но может ли помочь разрешить критическую жизненную ситуацию, помочь избавиться от сильного страха или разобраться в трудных отношениях хороший человек, с яркой индивидуальностью, неповторимыми личностными особенностями? Он может задать некоторый «вектор размышлений».
Без достаточных знаний о сознании и бессознательных процессах, без представления о закономерностях психического, без владения психотех
никами и терапевтическими методами вряд ли возможна настоящая психологическая помощь. Даже психолог, имеющий высшее психологическое образование, не всегда способен помочь клиенту разрешить его психологические затруднения. Владея профессиональным психотерапевтическим арсеналом, эффективно помогать клиенту, оставаясь в этом процессе собой, проявляя собственную личность — показатель высокого профессионального мастерства.
Что такое личность и как ею работать? Оставим первую часть вопроса для специального обсуждения на курсах общей психологии, психологии личности и социальной психологии. Отвечая на вторую часть, перечислим те личностные качества, которые очень важны психологу в профессиональной деятельности.
Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь.
Но самая важная составляющая гуманистической направленности - уверенность в личностном потенциале каждого человека. Эта такое знание, которое не требует доказательств. Мы не знаем, на что способен человек, мы нс знаем пределов возможностей каждого конкретного ребенка. Умение увидеть за внешними проявлениями человека его потенциальное умение удерживать это видение в контексте взаимодействия — наиболее явное проявление личности психолога. Есть такое мудрое высказывание: если ты способен видеть Солнце, значит в тебе есть часть него. Только тот может увидеть достоинство в другом человеке, в котором оно тоже есть. И когда мы видим в другом человеке что-то, что делает его лучше — человек, действительно, начинает тоже видеть это в себе. Это закономерность, множество раз проверенная в отношениях родителей и детей, в отношениях любящих людей.
Сопоставляя различные подходы и обобщая многочисленные исследования (И. В. Вачков, С. Кратохвил, М. Либман, К. Роджерс, И. Ялом и др.) профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов, можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:
- — высокий уровень интеллектуального развития: большой объем внимания и оперативной памяти (нужно быть сконцентрированным на клиенте, уметь видеть и удерживать в памяти все, что делает и говорит клиент в течение часа терапевтической работы и в течение всего времени работы с ним — иногда полугода);
- - открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость (умение исходить из презумпции незнания — психолог ничего не знает о клиенте кроме того, что клиент сам ему рассказывает или что проявляется в деятельности; умение видеть жизненный мир клиента изнутри, без оценочных установок и собственных убеждений);
- — высокий уровень развития личностной рефлексии — позволяет психологу слушать клиента «через собственный опыт», прояснять феноменологию его переживания;
- — эмпатичность, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта, вызывать чувство доверия (эмпатия необходима для со-переживания клиенту, для более точного понимания того, что с ним происходит, для создания атмосферы принятия);
- — аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания, способность быть конгруэнтным;
- — энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию (следствие гуманистической направленности личности);
- — уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции (психолог должен быть способен выдерживать сильные чувства клиента, справляться со своими эмоциональными реакциями, умея при этом их адекватно выражать в ходе психотерапевтической работы);
- — уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов (без чувства внутренней опоры психолог не сможет быть своему клиенту «опорой» в его трудных жизненных обстоятельствах);
- — богатое воображение, интуиция (приводит к возможности индивидуализировать процесс психологической помощи клиенту — разрабатывать новые методические приемы работы, формулировать множество гипотез относительно проблем клиента).
{См. задание 25 к гл. 4.)
Интересен также подход «от противного», когда выделяются противопоказания работе психолога (И. Б. Гриншпун[1]).
- 1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи и которых как психологов к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.
- 2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог», или психолог в пограничном состоянии психического здоровья просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос о негативных качествах психолога, с которым они бы не хотели иметь дело, в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».
- 3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриеитами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное — постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство. Применительно к будущей работе психолога, — это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».
- 4. Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как лень, безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях.
В заключение, можно обозначить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):
- а) профессиональное самосознание специалиста, т.е. комплекс его представлений о себе как профессионале;
- б) индивидуальный стиль деятельности и общения — характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;
- в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.
- [1] Бачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников II. С. Введение в профессию «психолог»...