Федеральный и региональный бюджеты
Начиная с 2001 г. бюджетные трансферты регионам заменяются передачей им большей доли налоговых поступлений (от НДС, подоходного налога и налога на бензин), а также увеличением базовой ставки регионального налога на доходы физических лиц (с 0,5 до 0,9%). Совокупный прирост поступлений в региональные и местные бюджеты составили около 30 млрд евро. Перед кризисом согласно планам правительства предполагалось, что критерии перераспределения средств между центром и провинциями будут пересмотрены, исходя из совокупности ориентиров: численности населения, налоговой базы, душевых расходов на здравоохранение, образование и т.д. - с целью выравнивания сложившихся разрывов. Для этого планировалось создание специального фонда. Но эти планы оказались нереализованными. Очевидно, что построение в Италии современной системы бюджетного федерализма (как это провозглашалось в реформе) - это дело будущего. Напомним, что в стране имеются глубокие различия между регионами, что серьезно затрудняет выбор общей модели, минимизирующей неравенство их налоговой базы.
Уровень жизни населения
Италия относится к странам с относительно высоким уровнем жизни населения. Однако разрыв в уровнях благосостояния между "верхними" и "нижними" 10% населения (децильный коэффициент) велик - на них приходится соответственно 26,6 и 2,1% национального дохода. Этот контраст особенно заметен в распределении собственности: в руках 10% самых богатых семей сосредоточено 47,1% недвижимости, ценного имущества и ценных бумаг. За порогом бедности живут 12% семей и 13,9% общей численности населения. Сильны контрасты регионального свойства. Среднегодовой располагаемый доход семьи на Севере 30,7 тыс. евро, на Юге - 19,4 тыс. евро. Численность бедных семей на Севере не превышает 5%, на Юге составляет 20%. Более 1/3 бедных семей на Юге - это в основном многодетные семьи.
Региональная экономическая политика
Несмотря на свою общую "индустриальную зрелость", Италия характеризуется сильными региональными противоречиями. Традиционно наиболее индустриализированным является Северный регион (девять провинций), который состоит из развитых провинций, таких как Эмилия Романья (душевой доход - более 28 тыс. евро в год с безработицей на уровне 5%). Приблизительно такие же показатели и в других провинциях региона. По четыре провинции входят в регионы Фриули - Венеция - Джулия и Лигурия - в них примерно такие же показатели; вполне благополучными считаются провинции регионов Ломбардия, Пьемонт, Трентино - Алто - Адидже (29 тыс. евро на душу населения и 6% безработицы). Любопытно, что этот регион имеет определенную внутреннюю автономию, гарантом которой выступает Австрия (значительная часть населения - немцы австрийского происхождения). Высоким уровнем развития характеризуются провинций Балле Д'Аоста и Венето.
Центральный регион представлен семью провинциями: Абрузо, Лацио, Марше, Молиз, Тоскана, Умбрия. Экономический и социальный уровень развития провинций, входящих в эти регионы, сильно колеблется по двум интегрированным показателям - ВВП на душу населения и безработице: от 25 тыс долл. и 9% - в провинциях Лацио и провинциях Тосканы до 17 тыс. долл. и 12% безработицы (в провинциях Молиз).
В Южный регион входят четыре провинции: Базиликата, Калабрия, Кампания и Апулия. Базиликата состоит из двух провинций - Потенца и Матера; ВВП на душу населения в них составляет чуть более 15 тыс. долл., безработица также высока - 16%. В то же время обе эти провинции в последние годы отличаются высоким динамизмом развития: рост превысил 7% за счет привлечения крупного итальянского и иностранного капитала, развития современных производств, модернизации инфраструктуры. Этому в немалой степени содействовали региональные программы роста ЕС, правительства и региональных и провинциальных властей. Примерно таково положение и в провинциях двух других регионов (Кампании и Абулии) - в провинциях этих регионов реализуются аналогичные региональные программы роста и наблюдается уменьшение социальных контрастов.
Средний уровень развития свойствен провинциям островов Сардинии и Сицилии; отличия лишь в том, что если в провинциях Сардинии средний уровень безработицы 5%, то в Сицилии - 20%, особенно в городах Палермо, Сиракузы, Мессина и др. Основная региональная проблема Италии - все еще сохраняющаяся отсталость Юга и быстрый прогресс северных провинций - возникла во второй половине XIX в. До 1861 г. Италия была представлена отдельными княжествами, причем север и центр Италии уже были капиталистическими, тогда как юг оставался во власти феодального строя. Таким образом, экономическая и социальная отсталость юга страны имеет свои давние исторические корни, не преодоленные до сегодняшнего дня. Более того, разрыв между регионами страны по уровню экономического развития продолжал углубляться почти на всем протяжении XX в., вплоть до 1970-х гг., когда в Италии происходило "экономическое чудо" - рост свыше 7% ежегодно. Только с этого времени диспропорции стали несколько отступать. Исследователи, как правило, называют следующие причины их сохранения:
- 1) процесс первоначального накопления и развития капитализма на Юге тормозился сохранением феодальных отношений в сельском хозяйстве, в то время как на Севере он шел достаточно быстрыми темпами и в значительной мере осуществлялся за счет южных работников. Таким образом, хотя объединение страны и ускорило развитие капитализма в Италии, но происходило оно на Севере и на Юге совершенно по-разному;
- 2) Югу отводилась роль своеобразной внутренней колонии, поставляющей Северу рабочую силу. Юг также являлся рынком сбыта товаров, произведенных в северных районах. Замедленное развитие капиталистических отношений Юга Италии привело к тому, что на пороге 1950-х гг. его хозяйственная система стала еще более отсталой;
- 3) негативное воздействие на состояние экономики Юга оказала Вторая мировая война. Италия вышла из войны с разрушенным хозяйством, национальное богатство сократилось на 1/3. Было разрушено много жилых и общественных зданий, мостов, портов, морской флот был практически уничтожен, большие убытки понесло сельское хозяйство. Произошла полная дезорганизация экономической жизни страны, национальный рынок разделился на две части: Северная Италия сохранила свою производственную способность, тогда как хозяйственная жизнь Южной Италии была полностью парализована. Хотя эти проблемы давно остались в истории, но и сегодня аналитики признают: какие бы социально-экономические показатели мы не рассмотрели: уровень потребления, жилищные условия, эффективность производства - везде, наблюдается определенное, хотя ныне и сокращающееся, отставание южного региона от северного.
Немаловажную роль в возникновении и закреплении отсталости Юга Италии сыграли ее природные условия и географическое положение региона. Значительная часть территории южного региона - это голая, сухая земля. Обработать такую землю - большой труд и минимум результата. Однако эти различия в условиях развития современных отраслей "новой экономики", а также международного туризма имеют тенденцию не просто нивелироваться, но и становятся определенным позитивным фактором в привлечении национального и иностранного капитала. Это, конечно, только тенденция, но она проявлялась как следствие целенаправленной региональной политики властей и помощи фондов Евросоюза.
Следует отметить и демографическую ситуацию: рождаемость на Юге Италии традиционно примерно в 1,5 раза выше, чем на Севере; ныне происходит выравнивание и этой тенденции в целом по стране на приблизительно общеевропейском уровне (т.е. на низком). Решение проблемы "Север-Юг" довольно активно началось еще в 1950- 1960 гг. В этот период был сформирован "План Ванони", который включал следующие направления: во-первых, создание в определенных районах Юга дополнительных промышленных мощностей, которые обеспечили бы привлечение частного капитала; во-вторых, обеспечение развития отраслей с преобладанием государственных предприятий и привлечение в них частного капитала. С этой целью была создана программа "Касса Юга", в которую отчислялись средства предприятиями Северной Италии. Эта программа, способствовавшая мобилизации ресурсов, сыграла, несомненно, позитивную роль. Ведущая роль в проведении индустриализации Юга отводилась государству, но самым активным образом в ней участвовали власти Юга и провинции.
Однако полностью реализовать "План Ванони" не удалось из-за частой смены правительств и изменения экономического курса Италии. Хотя успех развития Юга очевиден, судя по данным статистики на 2009 г., производство на душу населения на Юге составляет около 60% общенационального показателя страны, разрыв между областями достигает 2,1 раза (Эмилия - Романья - Калабрия); а по обеспеченности инфраструктурой он еще больше - 3,1 раза (Лигурия - Апулия). Эти же данные свидетельствуют, что около 40% занятых в сельском хозяйстве Юга и 30% в строительстве в целом по стране работают в теневом секторе экономики, что типично для Юга.