Предмет, метод и общие проблемы политико-правовых учений
Особенности предмета и методологии истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений входит в группу историко-теоретических дисциплин наряду с теорией государства и права, историей государства и права, сравнительным правоведением и социологией права. Данная наука является важнейшим компонентом как юридического, так и гуманитарного знания, занимая пограничное положение между теорией государства и права, политологией, с одной стороны, и историей государства и права, политической историей — с другой. Это одновременно и теоретическая, и историческая дисциплина. В каждом из ее разделов наряду с историческим присутствует и теоретический компонент. История политических и правовых учений является историей знаний и представлений о сущностных характеристиках права и государства как в период их возникновения, так и последующего развития вплоть до сегодняшних дней.
В целом история политических и правовых учений может быть определена как юридическая наука, изучающая историк: политической и правовой философии, теории и доктрины права и государства — их возникновение, логико-понятийный аппарат и последующее использование.
Как учебная дисциплина история политических и правовых учений преподается в российских университетах с XIX в. Впервые ее начал преподавать профессор К. А. Неволин в 1839 г.. и называлась она тогда "История философии законодательства". Во второй половине XIX в. Б. Н. Чичериным был издан в пяти томах курс "История политических учений". В конце XIX в. в России появляются курсы лекций по истории философии права: в Казани Г. Ф. Шершеневич издает "Историю философии права" (1896), П. И. Новгородцев в Москве — "Историк философии права" (1897), в Санкт-Петербурге Н. Н. Коркунов — "Историю философии права" (1898), в Киеве Е. Н. Трубецкой — "Лекции по истории философии права" (1901).
Приход к власти большевиков прервал развитие истории политических и правовых учений. Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов прошлого века, когда С. Ф. Кечекьяном была издана "История политических учений". В 1980-е годы дисциплина получила свое современное название. С 1983 по 1995 г. в свет выходит академический курс из пяти томов. С 1983 г. также начинает издаваться учебник "История политических и правовых учений". Оба издания были выполнены под общей редакцией В. С. Нерсесянца. После крушения коммунистического режима в 1991 г. начинается новый этап в развитии российской юридической науки. Значение истории политических и правовых учений резко возрастает.
В свое время выдающийся немецкий социолог М. Вебер отметил, что экономическое развитие в переходный период может разрушить естественные политические инстинкты. Сегодня культурный и нравственный упадок является одной из граней того системного кризиса, в котором пребывает российское общество. Цинизм, аморальность, жестокость, пренебрежение к культуре и стремление к легкой наживе — вот его проявления, лежащие на поверхности. В условиях одичания и криминализации общества происходит формирование нового антропологического типа, демонстрирующего способность к выживанию в любых условиях в сочетании с глубокой культурной и моральной деградацией. Ситуация осложняется еще и тем, что формирующееся в России гражданское общество лишено четких координат и ориентиров. Налицо отсутствие системообразующего начала в массовом политическом сознании, неразвитость самостоятельного мышления, готовность с легкостью менять принципы и убеждения.
Крушение официальной идеологии — марксизма-ленинизма — обернулось идейным вакуумом. В связи с этим воспитание общественного сознания превращается в важнейшую предпосылку преодоления системного кризиса, формирования гражданского общества и укрепления демократических институтов. Вот почему история политических и правовых учений оказывается не только в центре научного, но и общественного интереса всей России. Она выполняет важнейшую миссию содействия общегуманитарному и специально-юридическому просвещению.
Достаточно сложен вопрос об объекте и предмете истории политических и правовых учений. Эта наука фактически является разделом истории философии, в котором рассматриваются процессы возникновения, усвоения и последующей эволюции знаний и средств выражения этих знаний о природе и назначении государственной власти и права на всем протяжении истории — от ее мифологических восприятий и объяснений вплоть до современных философских и научно-теоретических форм и конструкций.
В целом история политических и правовых учений — история особого рода мыследеятельности. Если теория государства и права — это систематизация знаний о современном государстве и действующем сейчас праве, представляющая собой некий общий ориентир для практикующего юриста, то история политических и правовых учений — это систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления государственно-правовых явлений.
Переходя к объекту и предмету истории политических и правовых учений, необходимо учесть два важных методологических положения. Во-первых, объект — это объективная реальность, которая еще подлежит научному изучение с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что объектом истории политических и правовых учений является процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный закономерностям. Причем речь идет не о постепенном познании государственно-правовых явлений. Имеется в виду борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.
Предметом же истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в учение (доктрину) взгляды на государство, право и политику. Эти учения и взгляды содержатся в исторически значимых политико-правовых произведениях. К ним относятся: во-первых, произведения, которые не утратили свою значимость за многие столетия и оказали серьезное воздействие на развитие последующей политико-правовой мысли (например, "Государство" Платона); во-вторых, произведения, оказавшие колоссальное влияние на современников, авторы которых выступили "глашатаями наступления новой эпохи" (например, "О духе законов" Монтескье); в-третьих, произведения, не получившие широкой известности, но интеллектуальная ценность которых не вызывает сомнений (например, "Монархия" Данте).
Любое учение о государстве, праве и политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы. абстрактном теоретическом построении.
Учение отдельного мыслителя является одновременно продуктом эпохи, и его познание осуществляется наиболее плодотворно в рамках определенной школы, течения и направления в развитии политико-правовой мысли.
Если учение является первичным феноменом, то его развитие или модификация в работах исследователей означает формирование школы. Совокупность различных модификаций одного и того же учения, развиваемого разными школами, образует течение. Совокупность течений, которые, при всех расхождениях друг с другом, разделяют некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения, основные идеи, образует научное направление.
Всем учениям (доктринам) присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программа, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).
Таким образом, политико-правовое учение (доктрина) включает три компонента:
- 1) логико-теоретическая, философская или иная (например, религиозная) основа;
- 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;
- 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины в зависимости от ракурса восприятия отображает философские, общеметодологические моменты учения.
Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно для данной доктрины.
Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политико-правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, личностью, отношениями собственности, проблемы формы государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.
Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т.п.
Программные положения, присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины. Он всегда связан со способом обоснования политико-правовой программы.
Связь содержания политико-правовой доктрины с логико-теоретической основой и с программными положениями зачастую сложна и опосредована. Решение государственно-правовых проблем допускает разные варианты в пределах единого мировоззрения и идеологической направленности.
Разработка политико-правовых учений (доктрин) стимулировалась и стимулируется не только любознательностью, стремлением постигнуть причины существования и перспективы развития государства и права, но и страстным стремлением опровергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на политико-правовое сознание общества.
Одни политико-правовые доктрины оказывают значительное влияние на практику, особенно те, в основании которых лежит обобщение опыта развития государственных и правовых институтов передовых стран. Другие остаются лишь достоянием их приверженцев, так и не будучи воплощенными в жизнь. Некоторые же в процессе реализации претерпеваю! значительные деформации либо дают результаты, которых никто не предвидел. Иными словами, политико-правовые учения (доктрины) не столь уж безобидны и требуют к себе самого серьезного отношения, и в первую очередь тщательного изучения, для чего необходим определенный методологический инструментарий.
Прежде всего следует выделить узловые моменты изучения того или иного политико-правового учения. К ним относятся:
- 1) время и место возникновения доктрины и ее главные представители;
- 2) связь доктрины с исторической обстановкой, с интересами социальных групп;
- 3) теоретическое обоснование доктрины и ее связь с господствующим или влиятельным мировоззрением;
- 4) решение вопросов о происхождении, сущности, задачах, формах государства, содержании, основных принципах и источниках права;
- 5) теоретическое содержание доктрины и особенности ее новизны;
- 6) наличие программных положений и анализ интересов, которые они выражают;
- 7) исторические судьбы доктрины.
Реализация данной программы осуществляется посредством следующих методов. В качестве основных выступают два метода — метод историзма и догматическо-доктринальный метод. Первый означает необходимость оценивать события и суждения как прошлого, так и настоящего с учетом особенностей той исторической эпохи, к которой они принадлежат. Следует учитывать рамки мировоззренческих представлений и научных знаний, а также предрассудки, искания и идейную борьбу их исторической эпохи.
Относительно же догматически-доктринального метода следует сказать, что по его канонам содержащий интересное для науки суждение текст должен быть осмыслен исходя только из самого себя, подчиняясь правилам логически-рационального анализа и соотносясь с идейно-культурным контекстом эпохи.
Помимо двух основных методов возможно использование сравнительно-исторического метода, который может быть синхронным, т.е. одновременным, а также — и как правило — разновременным — диахронным и полихронным, т.е. осуществляться в двух и более временных средах. Возможно сравнение концептуальных конструктов (идей, теорий) двух и более мыслителей одной страны, нескольких стран, нескольких исторических регионов (цивилизаций и культур).
К сказанному необходимо добавить, что трехсоставная конструкция политико-правового учения позволяет расширять диапазон сравнительных исследований в следующих направлениях. Каждое учение может рассматриваться либо в некой статичной своей форме (в процессе своего формирования), либо в динамике (изучение его с учетом толкований и перетолкований и в процессе практического применения).
В случае изучения плохо проясненной теории исследователь вынужден восстанавливать, а иногда и домысливать ее недостающие элементы и части, опираясь на имеющиеся либо вновь открытые факты и свидетельства, а также собственную интуицию. Этот метод именуется методом реконструкции. Следует учитывать, что использование данного метода не всегда приводит к убедительным результатам, что делает возможными и оправданными повторные усилия в этом направлении.
Заслуживает внимания также метод ретроспективного анализа и синтеза, когда историческая судьба концепции проясняется путем обзора ее зарождения и оформления на всех важнейших стадиях ее толкований и перетолкований, включая и современную стадию.
Наконец, очень широко используется историко-биографический, или "портретный", метод, представленный на страницах многочисленных учебных пособий по истории политических и правовых учений.