Антропогенные воздействия на почвы
Равнинность рельефа, низкая водопроницаемость пород, обильные осадки, специфический гидрологический режим определяют необходимость серьезных гидротехнических мелиораций. Первые осушительные мелиорации проводились еще в XVII в., а в середине XIX в. они распространились на значительные пространства, поскольку территория являлась тогда районом интенсивного луговодства и земледелия Восточной Пруссии. В настоящее время осушительные системы существуют на 70% площади области, причем не только на лугах и пашнях, но и на лесных землях. Помимо польдерных систем на побережье осушение на основной части Замландского полуострова осуществлялось закрытым гончарным дренажом в сочетании с открытыми коллекторами (цв. ил. 20). Глубина закладки дрен составляет 0,9-1,2 м при малых междренных расстояниях 8-12 м. В зависимости от условий рельефа систематический дренаж дополняется выборочным со шлюкерами (водопоглощающими колодцами) в понижениях. Для улучшения работы закрытого дренажа с середины XIX в. на минеральных почвах применяют дополнительные агротехнические приемы: бороздование, глубокое и разноглубинное рыхление и кротование, что влияет на поверхностные и глубинные почвенные горизонты. Все эти мероприятия нарушили естественное залегание горизонтов и создали новые типы перемещения влаги и растворов в почвах.
Пойменные почвы были осушены не позднее чем в середине XIX в. и функционировали в режиме сброса избыточной влаги в
течение приблизительно 100 лет, что привело к формированию темных аллювиальных «дерново-луговых», по А.А. Завалишину и Б.В. Надеждину[1], почв.
Осушение низинных и переходных торфяников вызвало их значительную сработку в результате интенсификации микробиологических и биохимических процессов, что в сочетании с исходным повышенным содержанием в них тонких минеральных частиц объясняет особый облик их верхних аккумулятивных горизонтов. Они представляют собой почти черные структурные перегнойные горизонты, обычно насыщенные основаниями, с очень высоким содержанием минеральных илистых частиц и высокой степенью разложенности органического вещества (40- 50%), с нейтральной реакцией.
Окультуривание минеральных почв, проводившееся с середины XIX в., заключалось также в полноценном удобрении полей и лугов органическими и минеральными удобрениями, в проведении регулярного известкования. По оценкам И.Г. Важенина (1959), пахотные почвы области имеют положительный баланс по азоту[2] и фосфору и слабый дефицит по калию. В довоенное время органические удобрения вносили ежегодно не только на поля, но и на луга (в виде навозной жижи). Для сравнения отметим, что в центральной полосе навоз вносится 1 раз в ротацию. Внесение извести (жженой и луговой) осуществлялось в полной дозе на ротацию и поддерживающей дозе раз в 3-4 года, что нс только создавало нейтральную среду в пахотном горизонте почв, но и поддерживало в нем высокую структурность.
Именно в Восточной Пруссии в старых немецких работах агрогеологичсской школы были описаны «пшеничные почвы», профиль которых состоял из полуметрового темного однородного гумусированного пахотного слоя и «мергелистой подпочвы». Таким образом, высокая многовековая культура ведения сельского и лесного хозяйства привела к изменению водного режима почв и к их значительному окультуриванию: накоплению гумуса в минеральных автономных почвах и улучшению качества органического вещества в осушенных органогенных почвах.
Последний этап агрогенной эволюции почв, начавшийся с 50-60-х гг. XX в., заключался в их постепенной деградации с тенденциями к восстановлению исходных свойств. С одной стороны, резко сократились дозы вносимых на поля удобрений, уменьшилась регулярность их внесения, некоторые поля были заброшены и превратились в многолетние залежи (Анциферова, 2001). С другой стороны, отсутствие постоянного контроля привело к нарушениям в условиях сброса воды дренажными системами вследствие заиливания и закупорки гончарных дрен гидроксидами железа, засыпания и заполнения водой коллекторных канав и шлюкеров. В результате начинает развиваться вторичное заболачивание ранее осушенных почв. Более того, заполненные водой участки дренажной сети не только обеспечивают дополнительное поступление воды в почву и се застаивание, но и способствуют более энергичному, чем до осушения, водообмену в толще рыхлых отложений мощностью около 2 м с верховодкой и грунтовыми водами. Напомним, что в среднем глубина закладки дрен не превышает 1,2-1,5 м.
По-видимому, пойменные почвы испытывают менее сильное вторичное заболачивание, так как местами они сохраняют элементы прогочности в силу своего положения в рельефе и лучшего состояния магистральных каналов и коллекторов, обеспечивающих частичный сброс избыточной влаги.