Теория секуляризации

Термин «секуляризация» происходит от позднелатинского saecularis, что означает мирской, светский. В XVI—XVIII вв. он употреблялся для обозначения обращения государством церковной собственности, главным образом земли, в светскую (секуляризация активно проводилась в Европе во время Реформации и в России при Петре I и Екатерине II). Впоследствии его применяли в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть различие между светским и церковным правом и имуществом. В XIX в. он был использован британским вольнодумцем Дж. Холиоуком, основавшим «Светское общество», члены которого отвергали веру в сверхъестественное вмешательство и признавали исключительно мирские законы и мораль в качестве мотивирующих факторов поведения индивида. С тех пор термин секуляризация прочно утвердился для обозначения процесса освобождения общества и человека от влияния религии.

Различают секуляризацию на трех уровнях. Секуляризация на макроуровне — это процесс, начавшийся во второй половине XVIII в. в странах Европы и Америке, вследствие которого политическая сфера жизни общества освободилась от влияния религиозных институтов и символов. Отделение церкви от государства и образования было зафиксировано законодательно, провозглашена свобода совести и вероисповедания. Место религиозных идеалов заняли принципы демократии и общечеловеческие ценности. Секуляризация на среднем уровне подразумевает автономию культурной, интеллектуальной и экономической сферы жизни общества от религии. В XIX—XX вв. в большинстве развитых стран свершилась секуляризация на индивидуальном уровне, т. е. религия превратилась в частное дело граждан, стала вопросом личных убеждений и предпочтений. Наиболее весомый вклад в разработку теории секуляризации внесли западные исследователи П. Бергер, Т. Парсонс, Р. Белла, Б. Уилсон, К. Доббеларе, Э. Уоллес.

Голоса философов и социологов в пользу того, что религия как социальный феномен доживает свои последние дни, звучат уже более трех столетий. Впервые этот тезис был сформулирован в Англии в XVII в., этому способствовали события буржуазной революции и последовавшая за этим в 1660 г. реставрация монархии. Один из самых ранних прогнозов на этот счет был сделан Томасом Вул- стоуном примерно в 1710 г. По его мнению, окончательная победа современности над религиозной верой должна была свершиться к 1900 г. Вольтер предрекал это событие в ближайшие пятьдесят лет, а Огюст Конт связывал его с модернизацией и вступлением человечества во второй половине XIX столетия в новую эру позитивного знания. В 1878 г. Ф. Макс Мюллер жаловался: каждый день страницы журналов пестрят сообщениями, что время религии прошло, что вера — это галлюцинация или детская болезнь, что боги, в конце концов, должны быть низвергнуты. В середине XX столетия антрополог Энтони Уоллес придерживался мнения, что будущее религии — это ее полное исчезновение, а Брайан Уилсон подчеркивал длительный, но неуклонный характер процесса секуляризации. В 1968 г. американский социолог религии Питер Бергер предположил в своем интервью, что «в XXI в. религиозные верования можно будет обнаружить только в среде немногочисленных сект, которые будут вынуждены объединять усилия, чтобы противостоять распространившейся по всему миру секулярной культуре».

В основе теории секуляризации лежат пять основных положений.

  • • Главной причиной и двигателем секуляризации является заявившая о себе с середины XIX в. модернизация всех сторон жизни человека и общества. Модернизация проявляется в индустриализации, урбанизации, рационализации, доступности образования, неуклонном росте влияния средств массовой информации.
  • • Секуляризации способствовало бурное развитие науки, начавшееся в Новое время. По мнению Конта и Уоллеса, именно наука должна была освободить человечество от оков суеверия. Б. Уилсон писал: «Христианство с появлением научных и социальных теорий утратило способность внушать доверие».
  • • Секуляризация связана не только с деинституционализацией, т. е. уменьшением влияния религиозных институтов на культурную и политическую жизнь общества, но и со спадом индивидуальной религиозности и личного благочестия. П. Бергер писал в 1967 г.: «Необходимо признать, что наряду с секуляризацией общества и культуры прогрессирует секуляризация сознания. Это означает, что все возрастающее число наших современников, живущих на Западе, смотрят на мир и свою жизнь без оглядки на религиозные объяснения».

зоо

  • • Секуляризация — явление всемирное. Начавшись в европейских странах с падения авторитета христианских церквей, она неизбежно вовлечет в свою орбиту все регионы мира.
  • • Секуляризация необратима.

Пик популярности теории секуляризации пришелся на 1960— 1970-е гг. Однако в 1980-е гг. появились признаки того, что процессы, происходящие в религиозной области, не столь однозначны. Первое критическое замечание в адрес теории секуляризации прозвучало уже в 1965 г. от Д. Мартина, который считал, что ее появление было вызвано в большей степени идеологическими, чем научными соображениями. В 1977 году Глэснер назвал секуляризацию очередным мифом. С этого момента начинается активное переосмысление теории в работах Питера Бергера и ее серьезная критика такими социологами, как Р. Старк, Г. Дэйви, У. Свайтос, И. Ламбер, Д. Эрвье-Леже, Ж. Казанова.

Критики теории секуляризации приводят следующие аргументы.

  • 1. Конкретные социологические обследования населения в различных странах Европы и Америки не подтверждают факта длительного и значительного по сравнению с предшествующими столетиями спада религиозности. Более того, новейшие исследования медиевистов показывают, что представление о Средних веках как эпохе расцвета христианской веры ошибочно и связано с недостаточной изученностью этого периода. Средневековая набожность — не более чем миф, возникший в позднейший период, доказательство тому — многочисленные еретические движения, необходимым условием для появления которых является слабость официальной церковной организации и настроения неудовлетворенности в обществе.
  • 2. Несмотря на достижения науки, остается целый ряд серьезных вопросов, перед лицом которых научное знание пока бессильно (войны, бедность, неизлечимые болезни, смерть). Это толкает людей искать иные пути решения насущных проблем, а посему в современном мире, как и тысячу лет назад, процветает паломничество, шаманство, колдовство и вера в чудеса и сверхъестественные силы.
  • 3. Секуляризация не необратима, лучшее тому доказательство — процессы активного возрождения религиозности и увеличение потока верующих в храмы в странах Восточной Европы после распада Советского Союза.
  • 4. Секуляризация — не всемирное явление, это особенность христианской Европы. П. Бергер в своих последних работах находит тому два объяснения:
    • а) традиционно тесная в Европе связь между государством и церковью породила сильную антиклерикально настроенную политическую оппозицию;
    • б) в отличие от Америки, в Европе сложилась система преимущественно светского публичного образования и воспитания, основанная на идеях гуманизма эпохи Просвещения.

Религиозная ситуация в странах Востока и Африки, а также на Американском континенте, за исключением Канады, сильно отличается от Европы и не подтверждает теории секуляризации.

5. Главным критерием снижения религиозности населения в европейских странах для социологов являлась частота посещения храмов и совершения культовых действий.

На этом основании первой страной, где секуляризация почти победила, была объявлена Исландия (только 2 % населения страны посещают регулярно храмы). Но как показывают проводимые с 1980-х гг. обследования ценностных ориентаций европейцев, 88 % исландцев верят в жизнь после смерти, 40 % — в реинкарнацию, 82 % обращаются с просьбами к Богу в повседневной жизни и только 2,4 % считают себя убежденными атеистами. Эти данные поставили перед социологами задачу выработки новых критериев определения религиозности и показали важность проведения регулярных социологических обследований населения. Сегодня большинство исследователей уверены, что для получения объективного знания необходимо проводить измерения множества переменных. Классической стала предложенная в 1962 г. американским социологом Ч. И. Блоком методика определения религиозности по пяти показателям:

  • 1) идеологическому (в какой мере религиозно настроенная личность разделяет те или иные верования);
  • 2) культовому (вовлечен ли верующий в религиозную деятельность);
  • 3) интеллектуальному (насколько хорошо он знаком со священными текстами и разбирается в основных положениях вероучения);
  • 4) экспериментальному (практически во всех религиях адептам для достижения истины предписывается следование определенным практикам);
  • 5) поведенческому (как религиозные верования, деятельность, знания и опыт влияют на поведение человека в миру).

В конце XX в. во многих странах появились новые нетрадиционные формы религиозности. Сначала Америка, а потом Великобритания, Германия и другие европейские и восточные страны стали свидетелями появления и быстрого роста популярности многочисленных культов и сект, которые оппозиционировали себя в качестве альтернативных и отличались от исторических религий целым рядом догматических и обрядовых нововведений. В научной литературе их объединяют под общим названием «новые религиозные движения» (НРД). Многие из них берут свое начало в молодежном движении 1960—1970-х гг. и были вызваны кризисом и структурной перестройкой западного общества. Российским исследователем И. Я. Кантеровым была предложена следующая классификация НРД по направлениям:

Направление

Названия организаций (примеры)

Краткая характеристика

Неохристиан- ские течения

Церковь Христа, Новоапостольская церковь

Харизматические культы, лидеры заявляют о «новом прочтении» христианства, полученном ими в результате озарения или откровения

Неоориента- листские объединения

Международное общество знания Кришны, Брахма Кумарис, Миссия Божественного Света

Ведут свою родословную с Востока, модернизируют различные варианты индуизма, буддизма

Синкретические и универсалистские движения

Церковь объединения, Вера Бахай, Саентологическая церковь, «Аум Синрикё»

Одни из данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики

Оккультно-мистические учения и школы

Конгломерат разнородных групп, движение «Нового века»

Вероучительные доктрины не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Заимствуют представления восточных религий о безличности бога, божественности человека

Неоязычество

Движение Порфирия Корнеевича Иванова

Возрождают дохристианские верования как основу гармоничного взаимодействия человека с природой

Сатанинские

группы

Церковь сатаны, Зеленый орден, Южный крест, Общество сатаны

Проповедуют поклонение силам зла. Сатана понимается как личностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы

Во второй половине XX в. в различных религиях мира заявили о себе ответные, консервативные и фундаменталистские религиозные движения, борющиеся против секуляризации общества и модернизации религий.

Накопленный в последние десятилетия обширный эмпирический материал показывает, что религиозная ситуация сегодня, как и в прошлом, не столь однозначна, как представлялось в середине XX в. Это дает основание некоторым исследователям выступать с довольно резкими предложениями «выбросить секуляризацию на кладбище неподтвердившихся теорий» (Р. Старк). Питер Бергер, напротив, призывает отказаться от трактовки теории секуляризации в качестве универсальной социологической парадигмы и, четко обозначив географические и социальные рамки процесса секуляризации, использовать ее для описания одной из многочисленных тенденций в современном религиозном мире.

зоз

Подавляющее большинство социологических опросов в западных странах фиксируют отток верующих из храмов и падение интереса к традиционно распространенным в этом регионе вероисповеданиям, но не упадок религиозности. На индивидуальном уровне вера в Бога и сверхъестественное не исчезла, она сохраняется в самых разнообразных, не всегда осознанных формах, как личное дело каждого. Социолог Грэйс Дэйви, исследовавшая это явление, охарактеризовала его как «вера без принадлежности» (к церкви), а Жозе Казанова, изучив современную церковную жизнь, установил обратный феномен — «принадлежность без веры».

Начавшееся в XIX в. активное проникновение элементов восточной нехристианской религиозности в традиционно христианскую, западную культуру способствовало неуклонному росту популярности «восточных духовных практик» и появлению альтернативных нетрадиционных вер, круг которых пополняется неоязыческими, универсалистскими и оккультно-мистическими учениями. По оценкам социологов, современную религиозную ситуацию в Европе и Америке можно охарактеризовать как «рынок вер». Плюрализм представленных религиозных учений и авторитетов ведет к «лоскутной религиозности», когда каждый может создать для себя индивидуальную веру, соединив воедино фрагменты, заимствованные из различных традиций.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >