ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА
ПЕРВАЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ В МАССАХ
РИМСКИЕ ОРДЕРА
В состав архитектурного ордера входят три части. Главная, основная часть ордера — колонна; часть, расположенная над колонной, называется антаблемент и часть под колонной — пьедестал.
Принято делить ордера на две категории: полные и неполные. Полный ордер содержит все три названные выше части, неполный же не имеет пьедестала. Таким образом, пьедестал является такой частью, которая иногда может быть исключена, но необходимо отметить, что только на пьедестал и распространяется возможность исключения, другие же части — колонна и антаблемент — никогда не могут быть разлучены, так как ничем не по>,одерживаемый антаблемент — такой же абсурд, как и колонна, не несущая никакой нагрузки; другими словами, форма, предназначенная для поддержки тяжести, не выполняющая своего прямого назначения, является лишней, никому не нужной, не имеющей никакого смысла. Все связанные между собой части имеют определенные размеры, которые находятся в строгом взаимном соотношении.
Для каждого очевидно, что отношение высоты колонны к высоте антаблемента не может быть вполне произвольным. Высокий, грузный антаблемент, лежащий на маленькой колонке, будет производить неприятное впечатление; не лучшее впечатление произвело бы сочетание тонкого легкого антаблемента с большими массивными колоннами.
Каждый из нас, даже не специалист, до известной степени чувствует природу материала, а потому отдает себе некоторый отчет в правильности соотношений размеров отдельных конструктивных частей.
Поясним нашу мысль примером. Деревянная потолочная балка длиной в 5—6 м, лежащая своими концами на стенах и свободно висящая над промежутком между стенами, не внушает никаких опасений за ее прочность. Но если мы вообразим совершенно такую же по размерам и находящуюся в тех же условиях перекладину, но не деревянную, а сделанную, например, из мрамора или другого какого-лцбо камня, то можно с уверенностью утверждать, что такого рода перекладина будет производить на каждого из нас неприятное впечатление. Не говоря о том, что едва ли подобная балка удержалась бы, не лопнув просто от собственной тяжести, даже если бы она и удержалась, то малейшее сотрясение могло бы вызвать ее разрушение, и потому с таким конструктивным решением очень трудно примириться. Правильное соотношение между высотой колонны и антаблемента человечество выискивало в течение многих веков. Изучая эти размеры по сохранившимся древним зданиям, Виньола вывел некоторые средние простые отношения, которые и сделались общепринятыми, как бы обязательными правилами.

Рис. 1 и 2. Соотношение главных частей ордера
По Виньоле, высота антаблемента должна составлять высоты колонны. Таким образом, если дана высота стены (предположим, от пола до потолка), которую желательно украсить, например, неполным ордером, т. е. так, чтобы колонны стояли на полу, а верх антаблемента упирался в потолок,то для определения высоты колонн придется разделить всю данную высоту на 5 равных частей и отделить одну верхнюю часть для антаблемента. Понятно, что полученная »/5 часть всей высоты отложится в остальной части 4 раза (рис. 1).
Если при тех же условиях требуется поместить полный ордер, т. с. прибавить и пьедестал, то для решения подобной задачи необходимо знать отношение высоты пьедестала к высоте колонны. По Виньоле, высота пьедестала составляет 'Д высоты колонны. Следовательно, возвращаясь к заданному примеру, для определения высоты колонны и остальных частей ордера, надо разделить всю данную высоту на 3 неравные части, пропорциональные */4: I : 1/3, или (приведя дроби к одному знаменателю) 3/[2 • ,2/|2 :4/12» т- е- разделить данную высоту на такие три части, которые относятся между собой, как 3 : 12:4. Складывая эти числа, получим 19; значит, разделив всю высоту' на 19 частей, следует отделить 3 верхние части на антаблемент, 4 нижние — на пьедестал, а 12 средних частей составят высоту колонны (рис. 2).
Теперь рассмотрим в отдельности каждую часть, вошедшую в состав ордера, начиная с главной части, т. е. с колонны.
Колонна представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху. Желательно уяснить, чем вызвано такое утонение колонны. Обращаясь к древнейшим греческим образцам, мы и в них уже находим подобное утонение.
Если допустить, что в древнейшие времена в первоначальных простых постройках применялись стволы деревьев, т. с. столбы, утоняющиеся кверху, а в последующие времена дерево было заменено более долговечным каменным материалом, то легко представить себе, что этим каменным столбам старались придать такой же вид, к какому глаз привык уже с давних пор.
Но существует еще и другое рассуждение. Если поставить круглый столб повсюду одинаковой толщины (правильный цилиндр), то нашему глазу он будет казаться утолщающимся кверху.
Для предотвращения этого оптического обмана приходится кверху уменьшать толщину столба.
Это утонение, очень незначительное, составляет от */5 до 'Д нижней толщины, другими словами: верхний диаметр (или радиус) колонны составляет 5/6 нижнего диаметра (или радиуса).
Однако обычно утонение колонны начинается не непосредственно

Рис. 3 и 4. Построение утонения колонны
снизу, а нижняя Чл колонны делается цилиндрической без утонения, м только начиная с Чл высоты колонна кверху утоняется.
Если колонны вычерчиваются в небольшом масштабе, то обычно утоняющаяся часть ограничивается просто слегка наклонными прямыми линиями, т. е. колонна представляет собой усеченный конус, поставленный на цилиндр. Но исполнить так колонну в натуре было бы рискованно, в особенности из отшлифованного мрамора. Трудно скрыть перелом, который появится в том месте, где цилиндр соприкасается с конусом. Поэтому в натуре утонение делается по более плавной параболической кривой, касательной к вертикальной линии очертания нижней трети колонны.
Практически вычерчивание этой кривой производится различными способами. Приведем два простейших:
Ьй способ. — Если MN есть ось колонны (рис. 3), МЛ — нижний радиус колонны, a NC — верхний, причем линией ОВ заканчивается остающаяся без утонения нижняя треть колонны, то из точки О проводим радиусом ОВ окружность, а из точки С опускаем вертикальную прямую до встречи с окружностью в точке К.
Разделим дугу КВ на произвольное число одинаковых частей (например на 4) и на столько же частей разделим ось ON. Пхсть точки деления на дуге будут /, 2, 3 и на осп I. 2, 3. Из точки I проведем вертикальную линию до встречи с горизонтальной, проведенной из точки /; точку встречи этих линий назовем /; так же поступим с точками 2 и 3. Полученные таким образом точки /. II и III. а равно и конечные точки В и С принадлежат искомой кривой. Чтобы начертить кривую через эти точки, пользуемся особой, имеющей разнообразные кривизны, линейкой, которая называется «лекало».
2-й способ. — Приняв те же обозначения (рис. 4), взяв циркулем размер радиуса AM, сделаем этим радиусом из точки С засечку оси MN в точке К и продолжим прямую СК до встречи с продолженной прямой ВО в точке О. Затем проведем в пределах угла СОВ из точки О произвольные прямые 02, 03, 04 и отложим на них от точек 2, 3, 4 одну и ту же величину М = СМ = В1, благодаря чему получим точки, принадлежащие искомой кривой.
В некоторых исключительных случаях делают колонну несколько утоняющейся не только кверху, но и книзу, так что наибольшая ее толщина (припухлость) получается на расстоянии !/з снизу; понятно, что, продолжив указанное построение вниз от горизонтальной прямой ВО, можно определить точки, принадлежащие очертанию нижней части такой колонны.
Продолжаем дальнейшее рассмотрение колонны.
Колонна чаще всего состоит из трех частей: главная, средняя, часть называется стержень или ствол колонны; внизу колонны имеется небольшое расширение — база колонны, а наверху также расширение — капитель.
Взглянув на табл. II, на которой приведены примеры различных типов ордеров, и на изображения колонн в других местах настоящей книги, а также присмотревшись к колоннам в натуре на существующих зданиях, нетрудно убедиться, что базы и капители являются постоянными принадлежностями колонн [1], и можно даже подметить некоторые однородные повторяющиеся мотивы в составе этих форм.
Рассматривая бесчисленные примеры баз, можно убедиться в том, что в них содержатся части круглые, постепенно, как бы кольцами, расширяющиеся книзу, а самая нижняя часть всех баз обыкновенно в плане квадратная. Эта квадратная плита, составляющая основание базы, называется плинт (базы круглые донизу или без плинта в древних сооружениях встречаются лишь как весьма редкие исключения). Понятно, что плинт способствует более надежной устойчивости всей колонны.
Все колонны непременно заканчиваются наверху капителями, которые отличаются значительно большим разнообразием, чем базы.
Самая верхняя часть их имеет вид квадратной каменной плиты. Встречаются примеры, когда эта плита обрабатывается в более сложных формах, но все же в основе этих форм лежит квадрат. Эта существенная и неотъемлемая часть капители называется абак. Под абаком имеются круглые части, иногда обработанные и украшенные довольно вычурно. Подробнее об этом будет рассказано дальше. Абак капители является той частью, которая непосредственно несет на себе камни, входящие в состав антаблемента.
Таким образом, в устройстве базы и капители видно одинаковое стремление перехода от круглых форм колонны к прямоугольным, расположенным ниже и выше ее.
Поставленные в ряд колонны служат для того, чтобы поддерживать верхние части здания, необходимые для устройства перекрытия его крышей. Пользуясь каменным материалом, необходимо выработать из него большие правильные куски, имеющие вид параллелепипедов, которые прочно лежат на двух смежных колоннах, опираясь на них лишь своими концами. Эти камни должны иметь довольно значительные размеры уже потому, что они несут на себе тяжесть крыши со всеми верхними частями.
В древних греческих сооружениях видно, с какой особой осторожностью строители разрешали эту конструктивную задачу. Камни делались возможно солиднее, даже при очень незначительном расстоянии между колоннами. Такой камень, перекрывающий отверстие в виде горизонтальной балки, называется архитрав, а подобная система перекрытия пролета называется системой архитравного перекрытия, в отличие от арочного перекрытия. Принцип арки, сделанной из мелкого материала, имеющего вид клиньев, соприкасающихся между собой, основан на том, что при падении вниз каждому клину пришлось бы распереть соседние клинья; это то, что называется распором свода и чего вовсе нет при архитравном перекрытии. Иногда в практике бывали случаи, когда камни по внешнему виду не имели никаких недостатков, но, уложенные в качестве архитравов, на месте разрушались вследствие того, что внутри их оказывались пустоты или скважины. Наученные опытом, греческие архитекторы стали принимать меры предосторожности, устраивая архитравы из нескольких каменных плит, соприкасающихся вплотную между собой; тогда в случае разрушения одного камня другие оставались целыми, глазу же представлялся вид одного цельного архитравного камня.
Архитрав — это первая существенная часть антаблемента, представляющая собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание. Над архитравом помещается другая подобная полоса — фриз, которую можно было уже устраивать из камней меньших размеров, так как ар хнтрав представляет для них достаточно прочное основание. Наконец, над фризом помещалась самая верхняя часть антаблемента—к а р н и з Это одна из важнейших архитравных форм, которую мы рассмотрим' более подробно.
Итак, антаблемент состоит из трех частей архитрава, фриза и карниза.
Внизу под колонной иногда встраивается пьедестал.
Пьедестал в римской архитектуре представляет собой квадратный в плане столб (параллелепипед), имеющий небольшие расширения вни зу и наверху. Нижнее расширение носит название «база пьедестала», а верхнее - «карниз пьедестала». Средняя —основная—часть пьедестала называется «тело пьедестала», или «стул». Может быть устроен пьедестал общий под парой колонн или под целой группой их.
- [1] Напоминаем, что речь идет о колоннах римских и о колоннах, созданных поримским образцам в эпоху Возрождения В греческой же архитектуре мы встретимся с колоннами, так называемыми греко-дорическими, которые делались без базВ своем месте это явление рассматривается подробнее и находит свое объяснение.