Трудноразрешимые проблемы Большого Ближнего Востока
Нельзя не отметить тот факт, что самые богатые нефтедобывающие страны продолжают заметно отставать от индустриально развитых. Даже у самых благополучных с финансовой точки зрения нефтедобывающих стран арабского мира в условиях ускоряющейся глобализации со все большей очевидностью обнаруживается слабая развитость инфраструктур национальных экономик. Во все более растущей степени проявляется их неспособность конкурировать с экономиками индустриально развитых стран.
Промышленность выросла прежде всего за счет создания местных нефтехимических предприятий. Им трудно удается преодолевать узкие места в транспорте, связи, системах управления, в сфере новейших информационных и телекоммуникационных технологий. Что касается арабских стран, которые не располагают сколько-нибудь значительным количеством природных ресурсов (Египет, Йемен, Иордания, Сирия и др.). то они сталкиваются с серьезными экономически м и трудностями.
С нефтяным фактором связаны конфликты и многие проблемы региона, имеющие мировые последствия. Это ирано-иракская война 80-х гг. прошлого века, кувейтско-иракский кризис 1990 г., пограничные споры о шельфе Персидского залива, проблемы свободы судоходства по Суэцкому канаау, Ормузскому проливу, Персидскому заливу и Красному морю, безопасности сухопутных трубопроводов и др. Большой ущерб экономике Ирана и Ирака нанесли крупные разрушения, вызванные иранской революцией и войнами в Персидском заливе в 1980—1988-х и 1990—1991-х гг., большой ущерб был нанесен и Ливану, который в течение более полутора десятилетий оказался в тисках гражданской войны.
Верно, что Саудовская Аравия и Оман сделали крупные капиталовложения в сельское хозяйство, однако это не привело к сопоставимому уровню роста производства. Об этом свидетельствует тот факт, что львиную долю поступающего на Ближний и Средний Восток импорта составляют необходимые продовольственные и промышленные товары. Даже Египет, располагающий значительными площадями экстенсивного земледелия, вынужден импортировать те или иные виды продовольствия.
Важно учесть также сравнительно низкий уровень грамотности населения региона, который колеблется от примерно 80% в Турции, 70% в Иране и Сирии до 40% в Йемене.
Все эти факторы, естественно, не могут не отразиться на темпах, характере, возможностях и перспективах регионализации. Крайне медленно идет процесс экономической интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Пока что нельзя говорить о сколько-нибудь заметном прогрессе в этом направлении и в рамках созданной в 1998 г. Большой зоны свободной арабской торговли.
При этом важно не забывать, что нефть — это невозобновляемый ресурс и ее запасы рано или поздно исчерпаются. Так, Бахрейн уже столкнулся с проблемой сокращения доходов из-за истощения запасов нефти. Лишь немногие страны (такие как Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия) располагают достаточными запасами нефти, чтобы продолжать ее добычу и экспорт и во второй половине XXI в.
Впрочем, нельзя игнорировать и тот факт, что на страны Персидского залива приходится 40% всех мировых запасов газа. Речь идет прежде всего об Иране, Катаре, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. Естественно, решение данной проблемы потребует привлечения огромных материальных, финансовых и человеческих ресурсов, источники для которых могут оказаться не соответствующими возникающим потребностям.
Можно предполагать, что регион уже в обозримом будущем преподнесет мировому сообществу ряд сюрпризов, способных существенно повлиять на его статус и роль в раскладе геополитических сил в полицентрическом миропорядке.