Полная версия

Главная arrow Журналистика arrow ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Либерально-демократическая печать в годы первой русской революции.

В 1905-1907 годах выходили многочисленные издания, поддерживающие идеи либерализма, оппозиционные по отношению к правительству. Большинство из них были близки к формирующейся партии кадетов - конституционных демократов. Среди будущих партийцев было много теоретиков, пропагандистов идей конституционалистов-демократов - ученых, общественных деятелей, журналистов. Все они активнейшим образом занимались литературной деятельностью и стремились использовать все возможности для пропаганды своих взглядов.

Одним из первых легальных изданий, в которых сотрудничали будущие кадеты, стала газета «Право». Это было еженедельное профессиональное издание, а в 1904 году пока еще находящийся на нелегальном положении «Союз освобождения» превратил ее в свой официальный легальный орган. В газете сохранились все ее основные отделы, изменения произошли только на содержательном уровне - газета стала обсуждать не только сугубо профессиональные юридические вопросы, но и проявила глубокий интерес к социально-политическим событиям в стране.

Произошедшие изменения были замечены не только читателями, но и цензурой, которая отреагировала на них рядом предостережений.

Публицисты «Союза Освобождения» и близкие к ним представители либерально настроенной интеллигенции выступали на страницах и других изданий. Многие из них сотрудничали с ежедневной общественно-политической и литературной газетой «Сын Отечества», выходящей с 1862 года. Во времена первой русской революции газета стала трибуной будущих кадетов, энесов и максималистов - здесь публиковались Милюков, Гессен и другие. За материалы, в которых сотрудники газеты мечтали о будущем конституционно-монархическом строе, газета получила ряд предостережений, а в ноябре 1904 года была приостановлена по распоряжению министра внутренних дел. С 29 ноября 1904 года по 6 марта 1905 года «Сын Отечества» не выходил.

После возобновления издания редакция осуществила идею выпуска под тем же названием популярного издания, приспособленного к уровню понимания народных масс. 21 июня 1905 года вышел первый пробный номер «Сына Отечества», рассчитанный на рабочих и крестьян. Вскоре массовое издание «Сын Отечества» стало выходить в свет как ежедневная общественная, политическая и литературная газета. Увеличился и основной выпуск «Сына Отечества» - и по объему, и по формат)'. Он стал выходить на 4 страницах самого большого в то время газетного формата. Все эти нововведения дали возможность редакции широко распространять идеи либерализма и среди читателей разного уровня подготовки.

К либеральным изданиям относился и ряд новых проектов, основанных практически перед первой русской революцией и во время ее. 6 ноября 1904 года в Санкт-Петербурге стала издаваться ежедневная общественно-политическая, литературная и экономическая газета без предварительной цензуры «Наша жизнь». Ее основателем выступил профессор Ходский. Газета предназначалась исключительно для интеллигентных читателей, много внимания уделяла вопросам земства, городского самоуправления и легальной печати. С 1905 года редакция стала издавать особые приложения - «Земский двухнедельник», посвященный вопросам самоуправления, «Экономический и сельскохозяйственный двухнедельник», «Иллюстрированную и литературную неделю», «Литературно-научное приложение». После образования партии кадетов «Наша жизнь» придерживалась кадетского направления.

Ходский выступил также в качестве руководителя газеты «Товарищ», основанной в марте 1906 года. Газета заверяла своих читателей, что будет служить «интересам не какой-либо партии, а интересам освободительного движения в целом». Однако она четко самоопределилась в лагере левокадетской журналистики. Газета была тесно связана с «Нашей жизнью» и содержательно, и в отношении круга сотрудников - здесь работали Струве и его единомышленники, «беспартийцы» Кускова и Прокопович, неонародники, трудовики, меньшевики Плеханов и Мартов и другие публицисты.

К газете «Наша жизнь» была близка по своей позиции ежедневная бесцензурная, общественная политическая и литературная газета «Наши дни». При ее основании редакция объявила о том, что газета будет высылаться «подписчикам временно приостановленной газеты «Сын Отечества» впредь до ее возобновления», то есть издание было преемником «Сына Отечества». В новом органе печати поддерживалось прежнее направление «Сына Отечества», в нем также участвовали либеральные публицисты, связанные с «Союзом освобождения»: Милюков. Гессен, Тан-Богораз, Иванчин-Писарев и другие.

Во время забастовки с 8 по 16 января 1905 года газета не выходила, однако после возобновления она продолжила дело пропаганды конституционных идей, отвергая революционные методы борьбы с самодержавием.

В период подготовки к выборам в I Государственную думу (август 1905 года) активную позицию в отношении организации своей общественно-политической прессы заняла партия кадетов. Поскольку им необходимо было определить свою избирательную платформу, на съездах и заседаниях не только уточнялись и прояснялись программы и общественно-политические позиции, но и ставилась цель активизации устной и печатной агитации и пропаганды.

Уже в ноябре 1905 года представителям левого крыла этой партии удалось выпустить в Москве большую политическую, общественную и литературную газету «Жизнь». Поскольку позиция газеты не устраивала правых кадетов, они создали свой официальный партийный орган - политическую, общественную и литературную газету «Свободный народ», редакторами стали Гессен и Милюков. Эта газета была создана на базе «Биржевых ведомостей»: ее издатель, С.М. Проппер, передал «Биржевые ведомости» кадетам, надеясь увеличить количество подписчиков. Однако союз партийцев и деловой прессы оказался недолговечным. Проппер, по воспоминаниям, жаловался на то, что «кадеты съели всю подписку в мгновение ока и стали уже отучать публику, воюя со всеми другими партиями. А у меня правило - ни с кем не воевать».

1 декабря 1905 года вышел первый номер газеты «Свободный народ», к нему в виде приложения была издана программа конституционно-демократической партии. 2 декабря 1905 года редакция по требованию революционных партий и типографских рабочих в отделе «Хроника» поместила полный текст финансового манифеста Совета рабочих депутатов. Главного комитета Всероссийского крестьянского союза. Центрального комитета и Организационной комиссии РСДРП и Центрального комитета партии социалистов-револю- ционеров. За публикацию этого манифеста в тот же день «Свободный народ» был приостановлен, и хотя суд признал издателей невиновными, однако газета не была восстановлена. Фактическим продолжением ее стала политическая, общественная и литературная газета «Народная свобода», которая продолжала пропаганду конституционно-демократических идей. Однако и это издание было недолговечным: 20 декабря 1905 года за публикацию материалов, в которых власти увидели «все признаки воззвания к учинению бунтовщичес- кого деяния, к ниспровержению существующего общественного и государственного строя», газета «Народная свобода» была также приостановлена.

В декабре 1905 года Струве создал легальный журнал «Полярная звезда», задуманный как новый для России тип политического еженедельника, издаваемого в форме тетрадок небольшого формата со статьями принципиального политического содержания. В статье «От редакции» он писал: «Свое название наш журнал заимствовал у Рылеева и Герцена. Это значит, что мы желаем стать под знамена тех великих революционных и культурных традиций, которые связаны именно с этим славными именами. Традиции Рылеева и Герцена для нас - не просто исторические воспоминания, а живая правда, которую мы желаем по мере наших сил внедрять в умы и воплощать в дела». С журналом сотрудничали преимущественно кадеты, что определило программный характер «Полярной звезды», по сути ставшей «журналом-манифестом» правого крыла кадетской партии.

Задачу «Полярной звезды» видели в том, чтобы «подвести под широкое демократическое движение, не укладывающееся в русло социалистических партийных организаций, самостоятельный и прочный идейный фундамент». Однако ее не удалось выполнить в полном объеме, поскольку на 13-м номере (март 1906 года) журнал был прекращен по постановлению суда.

Позицию, близкую к позиции «Полярной звезды» и правых кадетов, заняли и умеренно-либеральные «Русские ведомости», которые в 1905 году насчитывали 42 года своего существования. Вокруг этого авторитетного издания в годы первой русской революции группировались правые кадеты и неонарод- ники, что отразилось на содержании газеты. С начала 1905 года в «Русских ведомостях» публикуются Струве, Милюков. Котляровский - представители правого кадетства, и неонародники, главным образом Тан-Богораз и его единомышленники.

«Русское слово» - российская «фабрика новостей» - встретило Манифест 17 октября с восторгом, поскольку не приветствовало насильственного решения проблем страны, рассчитывая на реформы и культурологическую работу. 18 ноября газета писала: «Призыв всех к общей культурной работе и содействие справедливому распределению благ культуры между всеми сынами России без различия племени, вероисповедания и сословий - вот слово, с которым “Русское слово” шло и идет к своим читателям». Формально «Русское слово» не было связано с какой-либо партией и было прежде всего коммерческим, а не «идейным» изданием, однако, учитывая настроение читателей, оно в годы революции значительно «полевело» и на деле придерживалось кадетской ориентации.

В 1905 году Дорошевич писал Сытину, что газета, чтобы иметь успех, должна стараться «выкрикнуть погромче». В погоне за популярностью в период первой русской революции газета публиковала боевые, с резкими нападками на существующие порядки статьи, за которые получала предостережения от цензурного ведомства (материалы «Союз Союзов», «Напоследях», «Успокоение и избиение» - в № 128,150,153 за 1905 год). Одновременно с предостережением запрещалась розничная продажа номеров газеты, однако в обстановке революции это распоряжение практически не выполнялось, и в Москве открыто продавали «Русское слово».

В ноябре 1905 года было возбуждено судебное преследование против редактора «Русского слова» за публикацию отчетов о Всероссийском крестьянском съезде. Отчеты заняли в газете видное место и включали выступления как представителей революционного крестьянства, так и сторонников мирной реформы. Цензурное ведомство, зная о популярности «Русского слова» среди крестьян, боялось усиления революционного движения в деревне, хотя газета никогда не призывала к восстаниям.

Правые также считали «Русское слово» ультрареволюционным и умоляли «изолировать народ от вредного, преступного влияния» путем закрытия газет «Русское слово», «Путь» и «Новости дня».

К концу 1905 года кадеты создали многочисленные (хотя и не всегда долговечные) новые периодические издания или вошли в редакции уже существующих органов в Санкт-Петербурге. Москве и других городах России. Усиление кадетов и распространение их влияния в 1905-1906 годах связано с тем, что в I Государственной думе кадеты оказались самой левой партией. В результате вокруг них сплотились все те, кто был недоволен политикой правительства.

Хотя кадетам удалось распространить свое влияние на многие издания, у них и в 1906 году еще не было своего центрального органа, который бы официально выражал, защищал и отстаивал их политическую программу. На одном из съездов партии было принято специальное решение об издании «официального партийного органа» - еженедельного журнала, специально предназначенного для членов партии и посвященного вопросам партийной жизни. Таким журналом стал «Вестник партии народной свободы. Еженедельник конституционно-демократической партии». Он вышел в свет 22 февраля 1906 года в Санкт-Петербурге. Редакция объявила, что «еженедельник должен служить идее духовного объединения всей партии и установить постоянную связь между всеми членами и группами партии. Он может и должен быть средством пропаганды в широких слоях русского общества идей и стремлений, вдохновляющих партию, и орудием полемики с ее идейными противниками». Журнал последовательно проводил эту программу в жизнь, выражая официальную точку зрения кадетов как по теоретическим и внутрипартийным вопросам, так и по вопросам партийной пропаганды и агитации. С декабря 1906 года в связи с репрессиями журнал начинает выходить под названием «Вестник партии народной свободы», а в 1908 году он был прекращен.

Кроме журнала, кадетам удалось основать большую ежедневную политическую и литературную газету «Речь» (первоначально было объявлено название издания «Время»). Она выходила с 23 февраля 1906 года, подписная цена составляла 12 рублей в год. Идейными руководителями газеты стали лидеры кадетов И.В. Гессен и П.Н. Милюков, и вся политика издания определялась партией кадетов. Однако газета постоянно доказывала, что она не является центральным органом партии, и в подзаголовке было указано: «Внепартийный политический сводный орган». Сотрудники редакции подчеркивали, что они только сочувствуют идеям партии кадетов. Этому было свое объяснение: с одной стороны, кадеты стремились охватить влиянием возможно большее количество читателей, а у партийных органов аудитория была довольно узкой, в чем партии уже убедились. С этим была связана и убыточность официальных изданий, которые финансировались из партийных бюджетов. С другой стороны, цензурное ведомство уделяло больше внимания официальным органам партий, что затрудняло их работу. Конечно, о том, что газета «Речь» тем не менее являлась центральным органом кадетов, было известно всем. «Речь» наиболее полно выразила в период первой русской революции идеологию, стратегию и тактику кадетов.

На кадетских съездах обсуждался также вопрос создания «народной газеты», поскольку им необходима была поддержка трудящихся - без этого они не могли существовать как политическая партия. В 1906 году им удалось осуществить эту идею. 1 марта 1906 года вышла газета «Народное дело», которая стала партийным органом кадетов для народа. В нем приняли участие самые известные представители кадетской партии и публицисты-кадеты. Цель издания состояла в том, чтобы убедить народные массы отказаться от революционной борьбы в пользу мирного реформистского и парламентского пути. Главное внимание «Народное дело» сосредоточило на проблемах конституционализма и парламентаризма. Однако издание не пользовалось успехом, его тираж практически не расходился. Накануне открытия I Государственной думы кадеты строили планы о реформировании издания, однако они не были реализованы из-за недостатка финансов и роспуска Думы.

Неудача «Народного дела» не охладила желания кадетов издавать газету для народа. Следующая их попытка связана с основанием ежедневной общедоступной политической и литературной газеты «Рабочее слово», которая начала выходить 31 марта 1906 года. Редакция также объявила, что газета «не примыкает ни к одной из существующих политических партий», однако она будет «содействовать борьбе рабочего класса за его политическое и экономическое освобождение». В соответствии с политикой кадетов газета выступала за «эволюционный» путь развития, критиковала методы революционной борьбы.

Во время выборов в Думу и после нее кадеты продолжали создавать периодические органы, такие как газета «Реформа» (издавалась кругом авторов «Речи»), еженедельник «Свобода и культура» (вместо закрытой «Полярной звезды»). В день открытия I Государственной думы Струве и его единомышленники начали издавать в Москве ежедневную вечернюю общественно-политическую и литературную газету «Дума». Ее главной целью было - освещать вопросы, связанные с деятельностью первого русского парламента.

Несмотря на отказ от революционных идей, кадетская пресса подвергалась репрессиям, штрафам, временным приостановкам, некоторые органы были закрыты правительством. Однако кадеты продолжали издательскую деятельность, основывая новые органы вместо закрытых: так, после прекращения газеты «Народное дело» выходила газета «Народный путь», после ее закрытия - газета «Народная свобода - думский листок», затем «Думский листок», который освещал деятельность II Государственной думы.

Близкой к кадетам оказалась также группа так называемых «беспартийных», которые в 1906 году выпускали политический еженедельник «Без заглавия». Руководителями журнала были Прокопович и Кускова, ранее состоявшие в РСДРП, но затем отказавшиеся от марксистских идей. Журнал выступал против программ, против авторитетов существующих партийных группировок и отстаивал право находиться вне политических организаций. Беспартийность - это определение стало лозунгом нового направления в журналистике. Вокруг журнала группировалась интеллигенция, занимавшая по- лукадетские, полународнические позиции; после прекращения издания «без- заглавцы» перешли в газету «Товарищ».

По логике развития публицистической мысли к кадетам примкнули известнейшие русские «толстые» журналы - «Русская мысль» и «Вестник Европы».

Журнал «Русская мысль» пропагандировал конституционные идеи все годы своего существования, доказывал необходимость реформ. Его лидером в 1880-1906 годах был бывший профессор Московского университета

В.А. Гольцев. В 1880-х годах в «Русской мысли» сотрудничали публицисты закрытых «Отечественных записок» и журнала «Артист», что сделало издание одним из самых авторитетных и известных периодических органов конца XIX века с тиражом около 15 тысяч экземпляров.

«Русская мысль» и в начале XX века оставалась традиционным «толстым» журналом, с литературным и публицистическим отделами. Журнал вел полемику с марксистами, отличался высоким научным уровнем публицистических и научных материалов.

После смерти В.А. Гольцева в 1907 году в «Русскую мысль» пришли П.Б. Струве и А.А. Кизеветтер. Состав редакции кардинально изменился - в публицистическом отделе стали работать А.С. Изгоев, Н.А. Бердяев, В.Д. Набоков, а в литературном стали публиковаться произведения Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуба. С 1908 года началась новая история «Русской мысли», серьезно отличающаяся от ее «гольцевского периода».

«Вестник Европы» в начале XX века был самым старым из «толстых» русских журналов - он вел отсчет своего существования с 1866 года. Идеалом «Вестника Европы» было постепенное переустройство страны путем реформирования, а не революционных потрясений. Находясь в оппозиции к правительству, журнал пользовался популярностью у своего читателя. Он осуждал Русско-японскую войну - именно за то, что она мешает разработке законодательства и переустройству страны; в январе 1905 года, как и вся прогрессивная пресса, испытывал тревогу за происходящее в стране. Ведущий политический обозреватель «Вестника Европы», К.К. Арсеньев, входил в число делегатов, которые 8 января пытались встретиться со Святополк-Мирским и предотвратить расправу с мирным шествием.

Несмотря на то что журнал не мог в силу своей периодичности оперативно освещать события 1905-1907 годов, на его страницах постоянно появлялись публикации, посвященные революционным выступлениям. Манифест 17 октября журнал встретил с удовлетворением, а все последующие революционные события не одобрял: он по-прежнему стоял за эволюцию, реформы, а не революцию. Закономерным было и то, что «Вестник Европы» заявил о своей симпатии к кадетам после образования конституционно-демократической партии. Однако журнал не признавал требования партийной дисциплины, поскольку это, по его мнению, ограничивало свободу личности. В 1906 году, в январе, на страницах журнала развернулась дискуссия по этому поводу, а в феврале журнал опубликовал программу новой партии - «Партии демократических реформ». Инициаторами ее стали ведущие публицисты «Вестника Европы» - М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев, М.М. Ковалевский и другие. Партия не состоялась, поскольку не набрала достаточное количество сторонников, однако и в 1915 году «Вестник Европы» оставался верным идеям этой партии.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>