А. Суды крестьянские
Устройство судов крестьянских, как мы заметили выше, оставалось в настоящий период то же самое, которое во времена Судебника было общим для всех областных судов Московского государства.
Суды монастырских крестьян
Спорные гражданские дела между монастырскими крестьянами судил монастырский слуга, который посылался управителем от монастырей в вотчины, им принадлежащие. С ним вместе производили суд местный священник, староста, целовальник и лучшие крестьяне1.
Спорные гражданские дела, превышавшие судебную власть монастырского слуги («ему... суд давати и судить в пяти рублех... а больше пяти рублев не судить») или челобитью тяжущихся на неправый приговор, поступали на суд и окончательное решение монастырских властей[1] [2].
Суды дворцовых крестьян
0 суде дворцовых крестьян мы находим драгоценное известие у Кошихина (гл. XI, ст. 1): «Царских дворцовых сел и волостей крестьян судят их и расправу чинят на Москве, во дворце и в селах и волостях прикащики, по грамотам, во всяких делах (кроме уголовных). А в иных царских черных волостях, где прикащиков не бывает, учинены судейки, человек с 10, выборные люди, тех волостей крестьяне: а судят меж себя по царским грамотам и без грамот (кроме уголовных дел)».
Дополнением и объяснением этого места служат еще следующие слова того же Кошихина (гл. XI, ст. 2): «Патриарх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и монастыри ведают своих подданных крестьян, против того ж, как ведать в Царском Дому его крестьян, во всяких делах...». Итак, устройство судов дворцовых крестьян было одинаково с монастырскими; след<овательно>, приказчики были в дворцовых волостях и селах то же, что монастырские слуги в монастырских вотчинах; при них также могли находится староста и целовальник, о которых забыл упомянуть Кошихин. Это тем вероятнее, что в селах, где приказчиков не было, судили выборные крестьяне («судейки»); в Уложении даже упоминается о старостах и целовальниках дворцовых сел1. Напротив, в других местах о них не говорится ни слова.
Высшею инстанцией для судов дворцовых крестьян был Дворцовый судный приказ.