Наемничество (ст. 359 УК РФ).
Понятием «наемничество» в УК РФ охватывается: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1 ст. 359) и участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 3 ст. 359).
Объект преступления. Если в одних его трактовках в юридической литературе им признают, например, мир, безопасность государств и народов, регламентированные международным правом средства и методы ведения войны, то в других — общественные отношения, обеспечивающие что-либо: общепринятые правила и обычаи ведения войны и вооруженных конфликтов, соблюдение принципов правового регулирования вооруженных конфликтов в целях их максимально возможной гуманизации, использование регламентированных международным правом средств и методов ведения войны.
Объективная сторона преступления характеризуется совершением действий, которые могут выражаться в вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а равно в использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях.
Вербовка наемников заключается в поиске и приглашении людей для военной выучки с целью дальнейшего их использования в вооруженном конфликте или в военных действиях.
Под обучением наемников следует понимать целенаправленную тренировку по овладению новейшими видами боевого оружия, современными средствами и методами ведения боевых действий против условного или фактического противника.
Для наемничества характерно финансирование или иное материальное обеспечение наемника, выражающееся в предоставлении материального вознаграждения, которое выдается (выплачивается) наемнику за его согласие участвовать в вооруженном конфликте или военных действиях, а равно за фактическое участие в них.
Одной из форм наемничества является использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, что означает зависимое выполнение наемником приказов (поручений или распоряжений) виновного.
Особо квалифицирующим признаком наемничества является добровольное участие наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях (ч. 3 ст. 359).
Выполнение виновным хотя бы одного из перечисленных в законе действий влечет уголовную ответственность за наемничество.
Согласно Дополнительному протоколу I к Женевской конвенции о защите жертв войны наемником признается любое лицо, которое:
- — специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
- — фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
- — принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
- - не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
- - не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Перечисленные признаки и легли в основу уголовно-правового понятия наемника, которым признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или в военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
По международному праву наемник не имеет прав лица, входящего в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающего непосредственное участие в военных действиях, т.е. прав комбатанта, а потому признается преступником и подлежит уголовной ответственности за совершенные им деяния в роли наемника. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» (принята 14 декабря 1974 г. на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) засылка иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, квалифицируется как международное правонарушение.
Вместе с тем не являются наемниками добровольцы при условии их включения в личный состав вооруженных сил воюющей стороны, изъявившие желание выехать за пределы своей страны и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость, — Гаагская конвенция об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.) и Женевская конвенция о защите жертв войны. От наемников также необходимо отличать военных советников, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, так как виновный сознает, что занимается наемничеством (в любой из его указанных в законе форм) и желает этого.
Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если наемничество совершается лицом с использованием своего служебного положения (см. анализ содержания ст. 285 УК РФ), то оно влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 359.