Продвижение маркерных сортов российской нефти на международный рынок

В настоящее время у России есть несколько перспективных направлений развития и продвижения в системе мировой торговли нефтью.

Одно из них — повышение роли российской нефти в ценообразовании, что можно добиться путем вывода отечественного маркера на мировой рынок.

Возможные стратегии продвижения российских маркерных сортов

Наиболее часто среди аналитиков обсуждается возможность вывода сорта Urals на рынок Европы через агломерацию северных портов. Но здесь Urals придется конкурировать с сортом Brent, который хоть и не лишен недостатков, но привычен для европейского рынка. Кроме того, аналитики часто подчеркивают, что конкуренция с развитой системой торгов сортом Brent в условиях стагнации спроса на европейском рынке вряд ли позволит СПбМТСБ набрать на западном направлении необходимое число участников со стороны спроса. Это повлечет за собой избыток предложения на бирже, за ним последует снижение цен на российскую нефть в Европе. Тем не менее, имеются и серьезные аргументы в пользу выбора сорта Urals, экспортируемого через Балтийские порты, в качестве бенчмарка[1]:

  • • поставка из Балтийских портов — наиболее подходящий вариант для использования в качестве базы оценки поставок по двум другим основным маршрутам — через порт Козьмино и через Черное море;
  • • нефть, поставляемая через порты Балтийского моря, способна конкурировать с поставками североморской нефти на Дальний Восток, куда направляется нефть ВСТО из порта Козьмино, и в Средиземноморье, куда идет нефть Urals из портов Черного моря;
  • • определение цены на этих рынках (Дальний Восток и Средиземное море) может производиться на основе торговли спредами между ними и Балтийскими портами — это наиболее распространенный и эффективный метод ценообразования в торговле нефтью на мировом рынке.

Таким образом, в целом существует риск, что ставка на Urals может закончиться неудачно, то есть контракты не получат необходимой поддержки среди участников европейского рынка в связи с наличием более привычного высоколиквидного торгового инструмента.

Второй путь — создание «азиатского» сорта и вывод его на азиатский рынок через имеющуюся систему бирж — например, вывод сорта ESPO на торговые площадки АТР. Сегодня конкуренция с другими сортами здесь минимальна в связи с низкими объемами добычи собственных азиатских маркеров Tapis и Minas и не до конца сформированной привязкой к Dubai/Oman и Brent. В свою очередь Дальний Восток имеет выход на растущий рынок стран АТР, а ВСТО уже формирует готовую смесь ESPO, причем физически маркер сможет обеспечиваться достаточно долго, учитывая планы по освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока. Однако такой способ создания собственного маркера также имеет свои риски. В частности, спорен факт, что торговля им приведет к росту доходов российского бюджета и бизнеса ввиду невысоких пока объемов продаж российской нефти на этом направлении.

Третий путь — привязка российских контрактов не к Brent, а к более сернистым сортам нефти, например, Dubai/Oman или ASCI, как уже было сделано с восточносибирским ESPO. Многим экспертам это представляется оптимальным способом увеличения доходности российских экспортных контрактов. Но данный подход вряд ли возможен на целевом для России европейском рынке, где значительная часть НПЗ перерабатывает легкую нефть, а значит, тяжелое и сернистое сырье будет стоить дешевле легкого Brent.

России важно определить свою стратегическую позицию в отношении цен на нефть и нефтяных маркеров и бирж. Если котировки нефти становятся для РФ инструментом пополнения бюджета и повышения доходности нефтяных компаний, то, вероятнее всего, наиболее простой и безрисковой стратегией поведения станет постепенная перепри- вязка нефтяных контрактов к более сернистым бенчмаркам и индексам, таким как Dubai или ASCI. Если же РФ планирует играть ключевую роль на мировом нефтяном рынке и участвовать в формировании глобальных цен, то стоит задуматься над созданием сначала собственной спотовой, а затем и биржевой торговой площадки с собственным бенчмарком.

Вторая стратегия рассматривается нами как наиболее перспективная. Основываясь на опыте ведущих мировых бирж, возможно выделение основных условий для создания собственного маркерного сорта и торговой площадки:

  • — наличие физической базы маркерного сорта в объеме не менее 40 млн т/г.;
  • — стабильные уровни среднегодовой и суточной добычи для обеспечения надежных поставок на биржу;
  • — значительное число покупателей, заинтересованных в поставках маркерного сорта.

Россия с ее высокими показателями производства нефти и фактически единой транспортной системой в дальнейшем может создать два маркерных сорта: ESPO, поставляемый по нефтепроводу ВСТО в АТР, и Urals, поступающий на европейские рынки. При этом, как указывалось выше, как наиболее вероятный вариант аналитики предполагают использование уже существующей СПбМТСБ с базисом физической поставки через порт Приморск. В то же время ряд аналитиков отстаивает преимущества открытия еще одной биржи с базисом физической поставки через порт Козьмино. По нашему мнению, открытие второй биржи сейчас несвоевременно: необходимо обеспечить ликвидность рынка хотя бы на одной бирже — уже действующей СПбМТСБ. Создание дополнительных, новых торговых площадок может привести к тому, что на каждой из площадок будет представлен относительно небольшой объем торгуемых товаров и незначительное число участников и фактически ни один из этих центров торговли не сможет формировать объективные цены, отражающие российский рынок нефти и нефтепродуктов. Однако статус России как основного производителя и экспортера нефти создает условия для открытия в будущем и второй биржи.

  • [1] Салыгин В. И., Гулиев И. А., Литвинюк И. И. Перспективы экспорта нефтепродуктовиз России на рынки европейских стран // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 5 (25). С. 110—118.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >