БУДДИЗМ В ЯПОНИИ

Распространение буддизма

Официальная хроника «Нихон Секи» («Анналы Японии», 720) относит приход буддизма на землю Японии к 552 г., когда правитель корейского государства Пэкчэ направил в дар японскому правителю Киммэй позолоченную бронзовую статую Будды Шакья- муни, сутры и шастры. Другие японские источники датируют проникновение буддизма в Японию 538 г., а китайская «История династии Лян» сообщает, что еще в 467 г. гуда с целью проповеди совершили поездку пять монахов из Гандхары.

Проникновение буддизма в Японию происходило на фоне острой внутриполитической борьбы между родами старой аристократии, подтверждавшими свое право на власть происхождением от божеств синтоистского пантеона, и набиравшими силу в процессе строительства государства иммигрантскими и провинциальными аристократическими родами, не имевшими возможности подкрепить свой авторитет знатностью. Эго определило разное отношение разных сил к новой религии.

По данным «Нихон Сёки», император Киммэй предложил своим министрам высказаться о допустимости принятия иноземной веры, и последние резко разошлись во мнениях. Мононобэ-но Окоси и Накатоми-но Камако, представители древних жреческих родов, выступили против принятия буддизма, тогда как Сога-но Инамэ поддержал его, аргументируя свою позицию тем, что буддизм исповедуют все страны к западу от Японии.

Инамэ испросил разрешение исповедовать буддизм, и император передал ему присланные статую Шакьямуни и тексты. Тогда Инамэ превратил свою усадьбу в буддийский храм и стал поклоняться Шакьямуни. Однако некоторое время спустя началась эпидемия оспы. Враги Cora объявили ее следствием гнева местных богов, вызванного почитанием чужеземного божества. Они сожгли храм Инамэ, а статую выбросили в канал Нанива. Несмотря на это род Cora сохранил верность буддийскому учению. После ожесточенной борьбы ему удалось одержать победу над Мононобэ, и буддизм получил официальное признание. Этому способствовало благосклонное отношение к новой религии крупнейшего государственного деятеля того времени — принца Сётоку-тайси (574— 622), который видел в буддизме средство укрепления централизованного государства. Сётоку-тайси приписывают составление комментариев к трем сутрам и активное содействие строительству первых буддийских храмов, в частности знаменитого Хорю-дзи, ныне древнейшего деревянного буддийского храма в мире.

Принятие буддизма было подготовлено важными переменами, происходившими в японском обществе (выделение личности из коллектива, массовая иммиграция с материка) и государственном строе (начало строительства централизованного государства). В первые десятилетия своего развития в Японии буддизм распространялся лишь на уровне элиты японского общества и осмыслялся, прежде всего, в рамках концепции «защищенного государства» (тинго кокка) как одна из составляющих государственной идеологии (наряду с синто) и как магическое средство обеспечения безопасности правителя, порядка и благополучия страны, ее защиты от социальных и природных катаклизмов. Это нашло отражение в строительстве храмов на средства императорского двора, во включении в «Свод законов годов Ёро» («Ёро рё», 757) раздела «Уложение о монахах и монахинях», который устанавливал жесточайший контроль за деятельностью монашества и превращал его в род государственных чиновников.

Пик деятельности государства по насаждению государственного буддизма приходится на правление Сёму (724—749), который пытался превратить буддизм в оплот власти не только в столице, но и на местах путем установки статуй Будды во всех провинциях, строительства буддийских пагод, а с 740 г. — государственных «провинциальных храмов» (кокубундзи). Возносимые в них молитвы были призваны охранить государя, всю страну и отдельные провинции от болезней и несчастий. Главным кокубундзи был храм столичной провинции Ямато — Тодай-дзи, в котором была установлена гигантская статуя «космического» будды Вайрочана (ян. Бирусяна).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >