Притчи Христовы как продолжение евангельского нравственного учения. Окончание Галилейского периода
Притчи.
Притчу обычно используют, когда хотят донести до слушателей какое-либо нравственное поучение или наставление, но при этом сохранить свободу воли слушателей, оставив им возможность самим определять значимость и смысл услышанного. Притча не навязывает мнение или оценку, она несовместима с пассивным восприятием, в ее центре - загадка, требующая раздумий, усилий ума и сердца.
Притча - это рассказ, имеющий скрытый смысл и данный в образах, взятых из повседневного быта людей для выражения высших духовных истин в поучение и назидание. Преподать истину нравственно и духовно огрубевшим людям так, как она есть, обычно почти бесполезно. Именно поэтому, благовествуя свое учение и говоря о нравственных условиях его практического выполнения, Христос использовал притчи. На галилейском диалекте арамейского наречия, на котором говорил Иисус, притча называлась «матла», что означало басня, загадка[1].
Притчи Христос обращал к своим ученикам, чтобы раскрыть людям смысл своего учения. Примеры из повседневной жизни своих слушателей (сеятель, невод, сыновья и работники, свадьба, долги и т.д.) Спаситель брал для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ.
Притчи Христа меняют свою тональность на протяжении Его служения. В начале его служения - в Галилейский период-они вплетены в проповедь, обращенную ко всем. В это время притчи строятся как бы на «мирном» материале (сеется и растет зерно), на житейских мелочах (потерянная драхма). Затем образы, используемые в притчах, резко меняются - это, например, царь, идущий на войну, убитый сын хозяина виноградника.
Притчи Галилейского периода.
К Галилейскому периоду относятся притчи о достижении нравственной свободы (Царства Божия). Вот некоторые из них.
Притча о сеятеле: «вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное [семя] упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:3-8). Смысл прштш о сеятеле - это неодинаковая судьба посеянных сеятелем семян. В этой притче семя есть «слово Божие» (христианское учение), которое может принести плод, но может остаться и бесплодным в душе человека. Разные виды почвы в этой притче, как объясняет Сам Христос - это разные души. Одни, по разным причинам, остаются бесплодными, другие приносят плод, но и плод может быть неодинаковым.

Картина В.Д. Поленова «На Тивериадском озере», 1888 г.
В притче о невидимо растущем семени (Мк.4:26-29) Христос уподобляет благодатное преображение души человека, усваивающего истины христианского учения, семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Как необъясним и неуловим внутренний процесс этого произрастания, так неуловимо и необъяснимо появление в душе человека Царства Божия (Царства любви). В притче о зерне горчичном (Мф.13:31,32) Христос сравнивает постепенное возрастание Царства Божия с малым зерном горчичным, брошенным в землю и произрастившим настолько пышное и сильное растение, что в нем укрываются даже птицы. Точно такой же смысл имеет короткая Притча о закваске: женщина берет закваску и добавляет в нее три меры муки, в результате чего тесто поднимается. Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф. 13:44), рассказывает о том, как человек узнал о кладе, который находился в не принадлежащем ему поле. Чтобы им воспользоваться, он прикрыл клад землей, продал все, что имел, купил это поле и вступил в обладание кладом. Подобную драгоценность представляет свобода нравственная, ради которой человек всем жертвует и от всего отрекается, чтобы ей обладать. Притча о драгоценной жемчужине имеет такой же смысл (Мф. 13:45,46).
- [1] На греческом языке слову «притча» соответствует «параволи».