Топонимы — индикаторы освоения доисторического пространства
...Исторические географические названия... служат ориентирами во времени и пространстве, создают историко-культурный образ страны.
Академик Д. С. Лихачев, исследователь древнерусской литературы
Существуют множество топонимов — индикаторов единого геокультурного пространства, которое существовало в доисторическое время. Среди них особенно информативны такие, как инд, кол, сол, кон, ра, дон, шиш, ман. По формантам их можно разделить на три условные группы (а их может быть и больше), которые, впрочем, пересекаются. В «солнечных» топонимах формант обозначает одно из древних наименований Солнца. Формант во второй группе топонимов означает реку или возвышенность. Формантом в третьей группе топонимов служит имя божества. Впрочем, возможно, наименования гор и рек появлялись одновременно с именами божеств, которыми именовались эти наиболее важные для человека элементы природы.
Характерной особенностью рассматриваемых топонимов является выявляемая (и ранее неизвестная) связь с материальными следами доисторической культуры — мегалитическими сооружениями (рис. 4.1).
Разумеется, эта связь, спустя тысячелетия, сохранилась достаточно редко. Тем не менее, она обнаруживается и убеждает в правильности выделения обоих и совершенно разных индикаторов древней доисторической культуры.
«Солнечные» топонимы
Среди солнечных топонимов (кон, сол, кол, ра) явно выделяется ра. Волга, самая большая река Европы, в истории своего освоения имела множество названий. Среди самых древних — Ра (его варианты Раа, Рангха, Ранга). Этот гидроним стал ныне известен, прежде всего, из античных источников (из трудов Геродота, Птолемея) и, что особенно важно, карт того времени. Так, он изображен на карте Птолемея, восстановленной в более современном и читаемом виде позднее (рис. 4.2).

Рис. 4.1. Мегалитические каменные плиты с рукотворными вырезками. Бассейн р. Индоманка, Вологодская область

Рис. 4.2. Античная карта, помещенная в Атласе карт Ортелия с обозначением р. Волги под именем Ра
Древнее наименование Волги, несомненно, великой реки в умах и душах многих народов, не может вызывать вопросов. Ведь оно совпадает с именем одного из главных древнеегипетских божеств — Ра, бога Солнца, известного в Египте несколько тысячелетий тому назад. Один из центров его культа был в Гелиополе или Иуну. Вместе с тем ра в качестве форманта является составной частью имени древнеиндийского ведического божества Индры. Этот бог грозы, воды и рек, согласно Ведам, был в более древние времена солнечным божеством. Во всяком случае, считается, что его глаз олицетворяет Солнце.
Ведические представления, в том числе и представления о богах, были принесены на полуостров Индостан ариями, которые пришли, как считают историки, из зоны степей, которая протянулась от Карпат и до Саян. Имя божества Индры, состоящее из двух частей (инд и ра), напоминает о связи его с солнцем и с водой (на санскрите инд — река, вода). Ра на санскрите также означает высшее начало, напоминающее о Солнце: господин, царь, сияние, блеск.
Никаких данных о том, что египтяне в прошлом достигали в своих военных походах центра или даже юга территории нынешней России и дали бы имя Волге в память о своем божестве Ра, нет. Впрочем, в науке тщательно обходится этот вопрос. Напротив, миграция ариев с Севера и освоение ими огромной территории Русской равнины в процессе движения на юг (причем с длительными тысячелетними остановками) и могли быть причиной появления древнего названия Волги (то есть Ра). А также множества названий с формантом ра в ее бассейне (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Фантастическая скульптура среди мегалитических изваяний «Рачейский лес» в окрестностях Жигулевских гор на Волге
Примечательно, что в славянской мифологии сохранилось представление о некоем могущественном существе Индрике. Индрик-зверь, так же как и Индра, освобождает подземные воды и дает начало рекам.
На побережьях некоторых рек, названия или части (форманты) которых были даны древнейшим народом, точнее, разными племенами этого народа (ариями) несколько тысячелетий назад, сохранились мегалиты. Так, в верховьях р. Печоры (в состав топонима — река Печора — входит формант ра) расположен один из самых известных мегалитических комплексов. Это Маньпупунер — семь каменных столбов, превращенных в изображения божеств (в настоящее время неясно выраженных) и считающихся с отдаленных времен идолами. Само происхождение семи останцев, обработанных рукой древнего человека, с геоморфологической точки зрения не раскрыто. Лики созданных ими великанов со временем разрушились и просматриваются только при определенном освещении и ракурсе наблюдения.

Рис. 4.4. Каменные столбы Маньпупунер. Предуралье, Республика Коми
На реке Ра или ныне Волге некогда в районе Жигулевских гор существовал крупный комплекс мегалитов, в том числе древних изваяний, ныне почти утраченных вследствие промышленной деятельности. Однако сохранился другой такой комплекс мегалитов в 30 км от Жигулевских гор к западу в пределах так называемых (с весьма характерным названием) Рачейских гор (рис. 4.3).
Солнечный формант ра вошел в состав множества топонимов и, прежде всего, гидронимов, которые встречаются повсеместно. В Европе это такие реки, как Луара (Франция), Эбра (Испания), Одра
(Польша, Чехия и Германия), Драва (Австрия и Сербия). Среди рек Европейской России — Печора, Вишера, Вытегра, Угра. В Азии это такие реки, как Иравади (Мьянма), Брахмапутра, Рапти, Рамганга, Тунгабхадра (Индия). Среди рек Азиатской части России — Тура, Нера, Ангара, Чара.
Особо остановлюсь на гидрониме Рейн. Это вторая по величине река Европы. Так же как и Волга (Ра), она, протекающая по территории нескольких государств, сыграла огромную роль в самосознании проживающих народов и формировании государств. Можно с уверенностью предположить, что формантом этого гидронима также является ра. На это указывает само произношение на немецком языке названия этой реки как «Райн» (Rhein), в отличие от русского звучания «Рейн».
К сказанному можно также добавить наименования многих, прежде всего, старинных городов, в названии которых присутствует формант ра. Среди них Краков (Польша), Прага (Чехия), Анкара (Турция), Рангун (Мьянма), Карачи (Пакистан), Сараево (Босния и Герцеговина), Андорра (Андорра), Гранада (Испания), Таранто (Италия), Саратов, Самара (Россия).
Следует заметить, что формант ра, явно связанный с древним солнечным божеством, настолько широко распространен среди топонимов (в качестве их элемента), что за отдаленностью времен сплошь и рядом считается «доморощенным», связанным с языком ныне проживающих там народов.
Топонимы с формантом кон и его вариациями — кан, кун, кюн также принадлежат к «солнечным» (рис. 4.5). Кон на языке древних индейцев означает Солнце, точнее, олицетворяет сына Солнца. Имя одного из древних богов индейцев было Кон-Тики (Тики — это бог, предводитель). Именно его выбрал известный этнограф Тур Хейердал для бальсового плота, на котором было совершено известное плавание по Тихому океану.
На языке народа майя солнце и день — к’ин. А. Каримуллин, который придерживается гипотезы об азиатском происхождении индейцев Америки, подметил удивительные совпадения в языке тех и других. По-казахски солнце — кен, а Новое солнце у майя — яшъ к’ин, а у тюрок — яшъ кен.
На древнерусском языке кон также означает «круг», и, кроме того, с ним связано понятие «конец» (на окраине города). Там вершился (от «имени Небес») праведный суд, причем высшими начальниками, которые могли уподоблять себя Солнцу. Здесь же осуществлялись священнодействия. По мнению С. В. Трусова, кон означало в Древней Руси также «храм». Кроме того, примечательно, что сохранилось (согласно словарю В. И. Даля) выражение «конобродить», синонимом которого является «колобродить» (в обоих случаях речь идет о движении Солнца). На санскрите kanti — луч, свет (идущий от солнца), a Canda-cara — солнце.
В одном ряду со словом кон слово «конь». По легендам разных народов (также и славян), кони были возницами Солнца.
На территории Русской равнины сохранились микротопонимы «Конь-камень». Так, в частности, называются каменные глыбы на Куликовом Поле, на о. Коневец на Ладожском озере. Примечательно местечко Конная Лахта на окраине Петербурга. Эта местность на побережье Финского залива — совсем не бывший ипподром, оно никогда не было связано с выпасом коней. По легенде, когда монах крестил Конь-камень на о. Коневец на Ладоге, именно сюда, на Конную Лахту, улетели вороны, злые силы (для христианской ментальности). И именно здесь лежал (и лежит) другой огромный Конь-камень (рис. 4.5) (отсюда, возможно, топоним Конная Лахта), который ныне служит надежной опорой основателю Санкт-Петербурга Петру Великому.

Рис. 4.5. Конь-камень на о. Коневец, Ладожское озеро
Установлено, что Конь-камни — это мегалиты, которые вместе с другими камнями использовались для ориентирования по Солнцу. Замечу, уже в глубокой древности существовало понятие «солнечный камень». Так, во дворе храма одного из египетских богов Солнца — Атона — стоял обелиск. По преданию, он олицетворял гору, на которой родилось Солнце. Двор же в этом храме назывался двором солнечного камня. В связи со сказанным: древнейший «солнечный» город Верхнего Египта, столичный Иераконполь, был центром культа бога неба и солнца Гора в конце IV тыс. до н. э.
Среди топонимов с «солнечным» формантом кон — гора Аконкагуа в Андах в Аргентине (рис. 4.6), гора Конжаковский камень на Урале, о. Коневец на Ладожском озере, р. Конда в бассейне р. Иртыш, р. Кондома, исток р. Томь, мыс Аркона на о. Рюген на Балтийском море в Германии. На этом острове находился крупнейший культовый славянский центр — город Аркона. В течение нескольких сотен лет (начиная с VIII в.) здесь располагалось святилище, в котором было установлено деревянное божество Святовита. У Святовита был белый конь, символ и божества, и святилища. В святилище поклонялись Солнцу, у которого кони были перевозчиками.
Рис. 4.6. Потухший вулкан «солнечная» гора Аконкагуа, Аргентина, один из значимых в регионе ориентиров по Солнцу
Вариантами форманта кон являются форманты кан, кун и кюн (они также читаются как хан, хун и хюн), которые также символизируют солнце. У полинезийцев (по свидетельству Т. Хейердала) Кане — это бог Солнца. Верховный бог индейцев майя в Центральной Америке — Кукулькан. На санскрите Kdncana-giri — Золотая гора (Меру). У якутов (саха) Кун Кубэй — богиня Солнца, а конь — священное животное. Следует заметить, что с Солнцем (и золотом) всегда у всех народов ассоциировалась и верховная власть. Поэтому в Европе у императоров было распространено «солнечное» имя Константин. На Востоке же хан (или кан) также был высшим титулом у правителей. Кюн на тюркских языках — день, солнце.
О вариабельности форманта кон свидетельствуют названия одной и той же местности в Туве — Эргенкон или Эргунэ-хун (а также Тану-Урянхай), предполагаемой прародине всех тюрков и монголов. По данным этого же автора (Абаев Н. В., 2011), здесь находилось древнее святилище, в котором поклонялись Солнцу. И здесь производились измерения по Солнцу для целей ориентирования. В этом же районе между Алтаем и Саянами много топонимов с подобными
«солнечными», но разными формантами. Среди них Кюнь-Таг (гора Солнца) в Хакасии, горы Кантыкан и Канское Белогорье, р. Кан (приток Енисея), р. Абакан, р. Кандат (бассейн р. Енисей), р. Кундус (один из истоков Енисея).
Не трудно видеть, что формант кан, элемент многих топонимов, часто переводится также как «река» (отсюда европейское слово канал). Замечу, что в Западной Сибири и на севере Европейской России такие топонимы, как кангас, гангас, конга, гонга, переводятся как «боровые сосняки» (опять-таки на речных террасах на берегу реки). От первоначального «солнечного» значения сохранился, по мнению автора, только превосходный характер этих природных образований.
Назовем также топонимы в других регионах: р. Канхар (Индия), р. Канинда (Парагвай), р. Канш, оз Кане (Франция), историческая область Каннемаре (Ирландия), р. Конда (приток Витима) в Прибайкалье и хр. Кунгей-Алатау (Кюнгей-Ала-Тбо) в Киргизии, р. Кунья в Новгородской области, о. Кунашир на Дальнем Востоке, р. Ко-нотоп на Украине, Кантабрийские горы в Испании, зал. Канхваман в Ю. Корее, г. Аликанте в Испании, горы Ауканкильча, Ринкон и Ли-канкабур, р Аконкагуа (Чили), хр. Аконкиха, г. Аконкагуа и Национальный парк Конгильо (Аргентина). Не трудно видеть чередование кон и кан (ввиду нечеткости произношения при одинаковом смысле слова).
Остановимся на местах, в которых топонимы с «солнечными» формантами кон или кан «тесно» привязаны к мегалитическим сооружениям. В Мексике это развалины древнего города Теотиуакана (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Пирамида Солнца в Теотиуакане в Мексике
В храме сохранились пирамиды, и среди них пирамида Солнца. Современные исследования астрономов, архитекторов и строителей убеждают в высоких знаниях, которые имели строители при сооружении города. Ими не обладали ни ацтеки, ни майя, которым археологи приписывают авторство.
В Перу к западу от Куско существовала провинция Контисуйо, а в самом Куско сохранился микротопоним Кориканча (наименование древнего храма). Кориканча (Золотой храм) был главным храмом Солнца в Куско и по характеру блоков, из которых он сделан, относился к мегалитической культуре (рис. 4.8). На его развалинах, которые сохранили свою красоту, ныне возвышается католический храм Санто-Доминго, причем в его стенах отчетливо заметны древние мегалитические конструкции, которые использовались (как кирпичи) для его сооружения. В местечке Кюне в Саксонии (Германия) был расположен языческий храм, посвященный Солнцу.
Рис. 4.8. Сохранившиеся остатки мегалитического храма Кориканча. Куско, Перу
Среди городов с формантом кан назовем: Канск (Россия), Кан (Франция), Кандава (Латвия), Кандагар (Афганистан), Канчипуран (Индия), Канди (Шри-Ланка), Кантхо (Вьетнам), Канев (Украина).
Особо следует отметить топонимы Северной Европы с формантом кан (кандУ Скандинавия, Кандалакшский залив, оз. Канозеро (Мурманская область), п-ов Канин Нос, р. Кандалакша (Кольский п-ов). Известные варианты происхождения этих названий весьма дискуссионны. Замечу, что в некоторых языках канде означает что-то высокое, высшее: на таджикском — вал, укрепление, город
(вспомним Коканд, Самарканд). На армянском языке конд — горка (на персидском — кунд), наконец, на финском языке канде — гора, верхушка, голова.
Вместе с тем не исключено, что все отмеченные топонимы имеют более древнюю (рассмотренную в разделе) основу и таким образом «солнечный» генезис. Тем более, что, как и на юге Сибири, здесь также встречаются топонимы с формантом кон: пос. Сконе на юге Швеции, г. Кондопога в Карелии. И не исключено, что написание (и произношение) его меняется от места к месту. Напомню, что на санскрите канда-кара — это солнце.