Сущность и специфика синергетического подхода к государственному управлению

Современный этап развития человечества связан со стремительным вторжением в социальную сферу новых явлений. Цивилизация постепенно превращается в «общество риска»: жизнь фактически пронизана различными угрозами, неопределенностью, конфликтами, она стала сложно прогнозируемой даже на краткосрочный период. Еще не так давно человечество в той или иной степени понимало мир, но мир сегодняшний — это ускоряющийся обмен энергией, веществом, информацией; мир меняющихся отношений, обычаев и традиций. Мир сегодня — это сложнейшая самоорганизующаяся система, которая часто выходит из-под контроля человека, по-прежнему находящегося в плену линейного мышления. Для нашей страны многие переменные, характеризующие безопасность человека, находятся за гранью критической области. Данное обстоятельство предопределяет в значительной степени неэффективность многих классических методов управления, которые, например, срабатывают в зарубежных странах.

В новых условиях управление, которое базируется на традиционных принципах, таких как редукционизм (сведение сложного к простому), становится неэффективным и даже парадоксальным в своих результатах. Возникла интересная ситуация: или заполнять «пробелы» в классических парадигмах управления, или же разрабатывать новые. Одна из таких парадигм может быть основана на так называемом синергетическом подходе. Появление такого стиля мышления является ответом на сложнейшие проблемы, которые возникли в процессе развития человеческой цивилизации. Синергетический подход к управлению более оптимален и соответствует современным условиям развития общества, и его имплементация в обязательном порядке требует пересмотра классических принципов, форм и методов управления обществом.

Как междисциплинарное направление синергетика появилась чуть менее полувека назад — в 1970-х гг. на базе теории хаоса, нелинейного математического анализа, теории катастроф и т. д. Принципы, заложенные в данном научном направлении, применимы как к простым, так и сложным системам, например, природе и обществу. Синергетика допускает многовариантность развития, в том числе наличие «тупиковых» ветвей развития, отклонений. Само развитие возможно благодаря неустойчивости системы, новое возникает всегда как результат случайного и непредсказуемого действия. Несмотря на нелинейный характер развития, при управлении сложными системами необходимо учитывать потенции среды и структур-аттракторов, чтобы достичь максимальной эффективности.

по

По мнению ученых, синергетический подход к государственному управлению основан на трех ключевых принципах — самоорганизации, нелинейности и идее о конструктивной роли хаоса.

Самоорганизация в синергетике представляет собой процессы возникновения и упорядочивания пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях, вблизи от критических точек. Система может находиться в относительно устойчивом состоянии (аттрактор), однако она притягивает к себе различные пути и траектории развития на пути к определенной «цели» по образу воронки. Система скрывает в себе возможность бифуркации, т. е. развития в разные стороны, под точкой бифуркации обычно понимается точка разветвления путей эволюции, перепутье. Исходя из этого, государственное управление с позиции синергетики следует понимать как нелинейный процесс, в котором аттракторы (периоды стабильного развития) сменяются зонами кризисов (зонами бифуркации), по завершении которых появляются альтернативные варианты в государственном регулировании развития общества. Государственное регулирование теряет свою устойчивость, развиваясь и приближаясь к «кризисным» точкам, и переходит в новое состояние за счет случайных факторов, флуктуации. Исходя из современных взглядов на случайность и необратимость, они рассматриваются не как исключение, а как общее правило. Приоритетная роль флуктуаций и случайностей в режиме бифуркации является значимой отличительной чертой синергетического подхода к государственному правлению. В результате потери способности государственной системы активно противостоять флуктуациям в режиме бифуркации происходит возрастание влияния случайностей. Российский исследователь Н. Н. Моисеев писал, что система полностью «теряет память» в этот период и ее дальнейшая эволюция зависит от тех случайных факторов, которые действуют в момент бифуркации[1].

Система государственного управления любого государства должна исходить из признания наличия двух взаимодействующих видов целей: цели самоорганизации (собственные цели развивающихся субъектов) и цели управления этими субъектами. Формат взаимодействия данных целей может быть как классическим, общепринятым, так и синергетическим. Первый формат больше свойственен традиционным парадигмам управления. Его смысл состоит в том, что управляемый объект — это пассивная система, способная принимать любую форму и организацию, которая ей навязывается органом управления (в соответствии с его желаниями). С практической точки зрения, модель управления, которая ориентирована на строительство в социальной среде того, что не отвечает законам ее самоорганизации, ведет к возникновению непредвиденных и порой нежелаемых результатов. Иными словами, предпринимаемые субъектами государственного управления решения по итогу ни к чему не приводят, что мы непосредственно наблюдаем по опыту реформ Советской России. Второй формат характерен для синергетической парадигмы управления. Ее смысл заключается в том, что управляемые системы пассивными не являются, так как обладают свойством самоорганизации. По этой причине в них могут возникать только такие структуры, которые соответствуют собственным тенденциям развития. Следовательно, эффективным управление будет тогда, когда его субъекты, осведомленные о существующих в системах процессах, смогут осуществлять управленческие действия, которые позволят вывести управляемые системы на их собственные траектории эволюции. В данном случае актуальным примером является система государственного и муниципального управления США, где каждый штат фактически является относительно самоорганизующейся системой.

Таким образом, управление в режиме самоорганизации должно быть направлено на решение двухчастной задачи — на создание условий, которые необходимы для реализации собственных тенденций развития системы (например, действия по созданию ассоциаций дошкольного образования, фермерства, насыщения товарного рынка и т. п.), и на обеспечение управляемой системы средств, которые необходимы для достижения ею собственных внутренних целей.

Пороговый характер большинства процессов в самоорганизующихся системах является важнейшим следствием нелинейности поведения этих систем. Это означает, что при постепенном изменении внешних условий поведение системы меняется скачкообразно. Иными словами, в состояниях, когда система далека от равновесия, слабые флуктуации оказывают сильное влияние на систему. Они разрушают уже сложившуюся структуру и способствуют ее существенному изменению в качественном плане. Этим объясняется то, что, являясь открытыми и неравновесными, нелинейные системы создают неоднородности в среде и поддерживают их. В этих условиях между средой и системой формируются отношения, имеющие обратную положительную связь, т. е. система оказывает влияние на среду так, что в ней образуются определенные условия. Данные условия, в свою очередь, определяют изменения в самой этой системе.

Принципы нелинейности также не следует исключать из условий организации системы государственного управления в стране. Данная категория включает в себя три базовых положения: 1) представление о многовариантности развития систем; 2) идею ритмич-

ности, волнового характера функционирования процессов; 3) идею резонанса и возможности быстрого развития систем.

Многовариантность развития систем означает, что реально существует несколько путей эволюции, которым также свойственен эффект случайности. Синергетика рассматривает случайность как явление объективное; случайные воздействия на систему, в том числе когда она неустойчива, ведет к возникновению точек бифуркации, иными словами, к ветвлению возможных путей эволюции, которые объективно содержат в себе несколько вариантов развития системы. Причем, их появление из одной стартовой точки обусловлено не только влиянием на нее случайных факторов, но и внутренними качествами самой самоорганизующейся системы. Вспомним русские народные сказки, где богатырь по пути «туда, не знаю куда» обнаруживает камень с тремя вариантами развития его дальнейшего маршрута («налево пойдешь...» и т. д.). И выбор в итоге он делает, опираясь на собственные суждения, цели и задачи, а не на чей-либо приказ (например, царя) или, возможно, совет отрицательного персонажа, т. е. самоорганизующаяся система действует по собственной инициативе, а не по запросу субъекта управления. Говоря о государственном управлении, следует отметить, что количество вариантов эволюции системы обычно ограничено, следовательно, управляющий в состоянии выявить имеющийся набор вариантов развития. Из этих вариантов выбирается один, который в большей степени соответствует интересам управляющего. Мы знаем, что субъект управления не должен реализовывать желательные для себя сценарии развития, если это противоречит тенденциям самоорганизации самой системы. Это может привести к трансформации управляемой системы или к тому, что реальный результат будет полностью отличаться от запланированного. Более того, управляющий должен принимать во внимание, что в социальных системах, которые находятся в неустойчивом положении, даже слабые воздействия могут на выходе превратиться в разрушительные катаклизмы, например, распад СССР, революции, гражданские войны и т. д.

Второй аспект нелинейности обусловлен тем фактом, что общественные системы развиваются ритмично, волнообразно и неравномерно. В обществе, например, волнообразные процессы проявляются в увеличении или уменьшении степени доверия граждан к органам государственного (муниципального) управления, в подъемах или спадах политических партий, централизации или демократизации управления и т. п. Иллюстрацией ритмичности является политическое время. Так, его ритмы в государстве зависят от жизненного ритма поколения, господствующего в политике. Смена же поколений приводит и к смене ритма политического времени. Принято считать, что политическая жизнь поколения длится порядка трид-

пз цати лет, где половина тратится на вызов поколению, а вторая — на сам политический процесс. Затем политическая активность начинает ослабевать, и уже новое поколение начинает претендовать на роль преемника. Таким образом, динамика и ритмика политического времени зависит от динамики поколений, которые приходят к власти.

Такая логика развития общества как нелинейного волнового процесса, имеющего определенные ритмы, предъявляет особые требования к системе государственного управления. Так, в периоды реформ актуальным становится вопрос сбалансированности времени общественных процессов, которые имеют неодинаковую ритмику развития. Экономические и политические преобразования, особенно в периоды модернизации, имеют разную временную ритмику, и они посредством управленческих воздействий должны быть определенным образом гармонизированы. Политические процессы традиционно более динамичны, чем экономические, следовательно есть возможность или тормозить политические изменения, чтобы дать экономике к ним приспособиться, или же ускорить экономические процессы.

Последний вариант нелинейности связывается с тем, что общественные системы могут развиваться резонансно, быстро или сверхбыстро. Принцип резонансного воздействия на все системные элементы заключается в том, что внешнее воздействие на систему и ее отдельные элементы должно согласовывать с внутренними характеристиками и особенностями ее функционирования. При этом важно адекватно распределить внешнее воздействие, не акцентируя внимание на его интенсивности и силе. С позиции эффективного государственного управления идеи резонанса важны не столько в контексте величины или силы управляющего воздействия, сколько в контексте вида этого воздействия. Так, для создания резонанса и активизации процессов в системах важно находить рычаги, которые способны заинтересовать граждан, так как от них часто зависит активность всей среды. Для этого имеет смысл использовать экономические или социально-психологические рычаги активизации творчески мыслящего и деятельного человека, поднимать престиж образования и науки в целях стимулирования появления новой волны людей, способных адекватно воздействовать на управляемые системы. Разные способы поддержки талантов и квалифицированных людей создают среду, ориентированную на генерацию новых идей.

Третье положение, раскрывающее сущность синергетического стиля мышления, связано с новыми представлениями о роли хаоса, порядка и беспорядка в механизмах эволюции и самоорганизации систем. Хаос является механизмом построения системы, так как он способствует объединению простых элементов в сложное си-

стемное строение посредством координации темпов эволюционных процессов и при этом может разрушить ее структуру при сложной системной организации. Хаотичность выполняет роль разрушителя, что необходимо для последующего построения чего-то нового, которое также разрушится после построения. Однако совокупный смысл названных представлений состоит в том, что в процессах развития сложных систем хаос может выполнять как функцию разрушения, так и функцию созидания. И понимание этой двойственности роли хаоса в эволюции систем предъявляет совершенно новые требования к государственному управлению. Общий смысл взаимосвязи заключается в следующем: если хаос может быть фактором, который запускает процесс самоорганизации, то можно предположить, что в контексте политики и экономического развития страны таким хаотическим процессом может быть рынок; можно также привести в пример феномен плюрализма, создания условий для свободного столкновения различных интересов субъектов социальной жизни. Из этого следует, что адекватная организация системы государственного управления требует поддержки и разнообразия элементов общественной жизнедеятельности. Если данный принцип нарушается, то управляемая система достаточно быстро начинает вырождаться. Так, искусственно распространяемое единство взглядов, отсутствие плюрализма, господство какой-либо одной концепции приведет к догматизации сознания, стереотипизации мышления и «вымиранию» творческо-мыслящей общественной системы. Следовательно, синергетика доказывает, что свертывание разнообразия в социуме может обернуться негативными последствиям, а попытки управления обществом на основе единообразия — к трудностям реализации концепции Good Governance.

Итак, синергетическая методология позволяет интерпретировать государственное управление как набор альтернатив, который возникает каждый раз как следствие разнонаправленных действий различных факторов. Государственное управление приобретает совершенно другой смысл и характер, если оно основано на синергетических идеях и принципах, среди которых принципы самоорганизации и линейности, идея о конструктивной роли хаоса в развитии систем, возможность резонансного развития общественных систем, понимание нецелесообразности принципа редукционизма в управлении страной и т. п. Важно принимать во внимание, что синергетическая методология управления выдвигает на первый план проблемы, которые связаны с обучаемостью управленцев, их способностью к постоянному обновлению знаний и самообучению.

Глава 3

  • [1] Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М. : МГВП КОКС, 1995. 376 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >