Преступления против человечества (человечности)
Понятие преступлений против человечества долго не было определено. Впервые в практике международных договоров определение этих преступлений было дано в принятом 17 июля 1998 г. Римском статуте МУС[1] . В дальнейшем высказывалось мнение о введении понятия "преступления против человечности".
Термин "преступление против человечности" (crimes against humanity) впервые был использован в Декларации правительств Англии, России и Франции 1915 г. для обозначения геноцида армян в Турции, что по сегодняшним критериям подпадает под понятие геноцида. В дальнейшем понятие "преступления против человечности" стало частично совпадать с понятием военного преступления и вообще связываться с наличием вооруженного конфликта. Современная трактовка преступления против человечности весьма широка, включает в себя широкий круг массовых злодеяний против личности и достоинства человека независимо от того, в мирное или военное время такие злодеяния совершены.
Термин "человечность" еще с тех времен, когда Нюрнбергский трибунал впервые ввел его в правовой оборот, вызывает немалые затруднения у русских переводчиков. Дело в том, что слово "humanity" можно перевести с английского и как "человечность", и как "человечество"; отсюда разногласия в отечественной юридической литературе, которые не преодолены и по сей день.
Трудно сказать, какой из вариантов предпочтительнее. Возможно, омонимия понятий "человечность" и "человечество", существующая в английском языке, полна смысла. Человечность — понятие, относящееся скорее к нравственности, чем к юриспруденции. И посему преступление против человечности — это всегда преступление против человечества в целом, против всего людского рода, несмотря на то что объектом этого преступления, как правило, становится конкретное лицо или группа лиц.
К преступлениям против человечности относят тягчайшие международные преступления, включающие в соответствии с квалификацией Устава Нюрнбергского трибунала убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым либо религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
В ст. 7 Римского статута МУС определенны 11 типов действий, составляющих преступления против человечества: "а) убийство;
b) истребление;
c) порабощение;
d) депортация или насильственное перемещение населения; е) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права; г) пытки;
g) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;
- - преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, тендерным, как это определяется в пункте[2], или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному нраву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;
- - насильственное исчезновение людей;
- - преступление апартеида;
- к) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений, или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью".
Параллельно с развитием нормативной базы об ответственности за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности в рамках ООН вскоре после окончания Второй мировой войны началась (и продолжается до сих пор) кропотливая работа по кодификации соответствующих норм об ответственности за эти и близкие к ним (по характеру общественной опасности) международные преступления.
Преступления против человечности наряду с военными преступлениями предусмотрены также в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.
В ст. 1 Конвенции к соответствующим преступлениям отнесены:
а) военные преступления, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 95 (I) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, "серьезные нарушения", перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 года;
b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 95 (I) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены".
В Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г.[3] апартеид был признан преступлением против человечества, которое нарушает принципы международного права, цели и принципы Устава ООН и создает серьезную угрозу для международного мира и безопасности.
3 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 3074 (XXVIII) "Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества". В резолюции не раскрывается содержание этих преступлений, а просто на них указывается. В п. 7 резолюции наряду с военными преступлениями и преступлениями против человечества упоминаются и преступления против мира.
В Римском статуте МУС международное преступление определяется как "международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом". В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, над которым в рамках ООН ведется работа, к таковыми относятся:
- — агрессия;
- — угроза агрессией;
- — вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства;
- — колониальные и другие формы иностранного господства;
- — геноцид;
- — апартеид;
- — систематическое и массовое нарушение прав человека;
- — исключительно серьезные военные преступления;
- — вербовка, использование, финансирование и обучение наемников;
- — международный терроризм;
- — незаконный оборот наркотических средств;
- — преднамеренный ущерб окружающей среде[4].
По сравнению с Уставом Нюрнбергского трибунала в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества перечень указанных преступлений был значительно расширен. Это вызвало справедливые, на наш взгляд, замечания, поступившие от 22 государств. Принципиальные возражения были выдвинуты относительно включения в кодекс некоторых составов. Высказывалось, например, мнение, что такой уголовно-правовой запрет, как вмешательство, является слишком юридически общим и неконкретизированным (Швейцария, Англия, Нидерланды) и что понятие колониального господства не обладает четким юридическим содержанием, последнее фактически исчезло из политической жизни и носит уже исторический, а не современный характер (Англия, США, Швейцария). Те же возражения были высказаны и против введения в кодекс норм об ответственности за апартеид (как указывалось, эта проблема в настоящее время уже не существует в ЮАР).
Формулировка проекта Кодекса об ответственности за международный терроризм фактически дублирует нормы о составах специальных преступлений в национальных уголовных законодательствах (Англия, Норвегия, США). Аналогичное замечание было высказано и в отношении нормы проекта Кодекса об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, также предусмотренный в качестве преступления в национальном уголовном законодательстве большинства стран (Англия, Норвегия, США).
Трактовка проектом этого кодекса наемничества вызвала возражения в связи с тем, что уголовная ответственность устанавливалась не за действия самих наемников, а лишь за вербовку, использование, финансирование и обучение наемников агентами или представителями определенного государства (США).
Включение в кодекс нормы об ответственности за причинение преднамеренного и серьезного ущерба окружающей среде не представляется пока возможным в силу того, что в международном праве еще не выработано четкого понятия этого преступления (Англия, Нидерланды, США).
Перечисленные в проекте кодекса международные преступления, за исключением агрессии, должны рано или поздно уйти в прошлое; колониализм, рабство, геноцид, апартеид изживают себя. Преступления будущего — это лишение человека окружающей среды, природных источников существования, осуществление климатических изменений и т.д.
Всестороннее развитие получает сотрудничество государств по оказанию взаимной правовой помощи в расследовании преступлений, розыске преступников, их выдаче для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора, передаче осужденных для отбывания наказания и решении других вопросов. В данном случае речь идет об уголовных делах с иностранным элементом, международным элементом. Правоотношения, связанные с такой помощью, регламентируются как в многосторонних конвенциях, так и в специальных договорах о правовой помощи. Ответственность же при этом наступает в соответствии с национальным законодательством.
- [1] Проект Устава Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. СПб., 1996. С. 23.
- [2] Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 г. Подписана от имени СССР в г. Нью-Йорке 6 января 1969 г. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1969 г. № 3667-VII. Вступила в силу для СССР 11 ноября 1970 г. - Примеч. ред.
- [3] Принята резолюцией 3068 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 30 ноября 1973 г. Подписана от имени СССР 12 февраля 1974 г. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 октября 1975 г. Вступила в силу для СССР 18 июля 1976 г. — Примеч. peд.
- [4] См.: Организация Объединенных Панин. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного нрава. XLV сессия. 3 мая 23 июня 1993 г. Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в нервом чтении Комиссией международного права на ее XL11I сессии. С. 3—15.