МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
Проблемы диагностики в чрезвычайных ситуациях
В гл. 8 представлены особенности проявлений болезней человека, знание которых обеспечивает возможность формализации имеющихся у конкретного человека болезней, т.е. точной диагностики тех из них, которые находятся в доклинической, а в ряде случаев и в донозологической стадии. Это позволяет организовать такую схему лечения и профилактики, которая оградит больного от нежелательных эффектов сочетания действия лечебных препаратов и процедур, назначение которых диктовалось первичной множественностью имеющихся болезней, обусловленной конкретным биопатотипом данного человека.
В обычных условиях в арсенале врача имеются не только мощные доступные диагностические и лечебно-профилактические ресурсы, включая информацию о болезнях человека, но и один из главных тактических ресурсов – время. В экстремальных условиях ЧС этих возможностей врач, как правило, не имеет. Во многих случаях и сам пострадавший бывает не в состоянии рассказать медицинскому персоналу об имеющихся у него болезнях. Поэтому персонал МК вынужден действовать, ориентируясь лишь на ту информацию, которая доступна на данный момент. Как правило, никакой иной информации о возможности наличия у пострадавшего присущих его биопатотипу болезней персонал МК не имеет. Проводимые в этих условиях лечебные мероприятия, способствуя выведению пострадавшего из шока, одновременно могут серьезно осложнить жизнь этого человека в дальнейшем. Во-первых, пострадавший может находиться под действием лекарственных препаратов, которые он употребляет в связи с наличием какой-либо хронической болезни, и эти препараты могут быть синергистами или антагонистами тех, которые использует врач МК. Во-вторых, проводимая стандартная для данного состояния интенсивная терапия может стимулировать болезни, до того не начавшие своего развития, либо находящиеся в доклинической стадии. Это болезни, составляющие биопатотип пострадавшего.
В условиях дефицита времени и информации об однотипности и массовости поражений на месте катастрофы для врача важнейшее значение приобретает стандартизация его деятельности по оказанию медицинской помощи пострадавшим. При этом, прибыв на место катастрофы первым, врач скорой помощи принимает руководство по оказанию этой помощи на себя. В условиях химического или радиационного загрязнения в зоне поражения врач должен работать в защитной одежде. Стандарт действий врача МК включает в себя[1]:
- 1) фиксацию времени возникновения катастрофы и времени прибытия бригады на место катастрофы;
- 2) устранение паники, организацию само- и взаимопомощи среди населения;
- 3) установление и поддержание связи с диспетчерской станции скорой помощи;
- 4) определение приблизительного числа пострадавших и основного характера поражения;
- 5) начало проведения сортировки одновременно с оказанием помощи при непосредственно угрожающих жизни состояниях;
- 6) определение порядка работы бригад скорой помощи, прибывающих на место катастрофы;
- 7) организацию взаимодействия со спасательными службами, МВД, ГАИ, пожарными и воинскими подразделениями;
- 8) оформление и заполнение медицинской документации.
Сегодня процедура осмотра пострадавшего на месте происшествия включает в себя четыре основных действия, выполняемых одновременно:
- 1) ревизия полости рта и верхних дыхательных путей – определяют частоту и характер дыхания, показания перевода на искусственную вентиляцию легких;
- 2) оценка гемодинамики (пульс, артериальное давление, индекс шока);
- 3) оценка неврологического статуса;
- 4) осмотр наружных повреждений (квалиметрия травм).
- [1] URL: critical.ru/mk/lectures_02/lecture01.htm.