Классический либерализм во Франции. Б. Констан

Либерализм как направление общественной мысли и идеология отстаивает свободу личности и государственный правопорядок, в котором существует механизм ограничения воли людей, облеченных властными полномочиями. Но либерализм не понимает свободу как формальную свободу, т.е. произвол. Он одобряет только те учреждения, в которых отдельный индивид обязательно подчиняется порядку и дисциплине независимо от того положения, которое он занимает. Конечно, либерализм ставит личность на первое место, но ее свобода не должна мешать свободе других лиц; поэтому ценность учреждений и общественных форм зависит от того, насколько они способны защитить права и интересы отдельного человека. Для либерала главное – осуществление социального порядка ради каждой отдельной личности. Либерализм способствует развитию предпринимательского духа каждой личности, провозглашая незыблемость частной собственности, защищая ее, в том числе и от посягательств государства, поэтому либеральные идеи тесно связаны с идеей правового государства.

Либерализм зародился в греко-римской культуре, которая вплотную приблизилась к определению таких понятий, как "правовая личность", "субъективное право" и т.д. В период Великой французской революции в 1789 г. были провозглашены права, составляющие основу либерального порядка (свобода, безопасность, собственность, право сопротивления угнетению). Они легли в основу Декларации прав человека и гражданина и представляют собой то, что именуется гражданской свободой.

Бенжамен Констан (1767–1830) – французский политический деятель, публицист, писатель, теоретик конституционализма, видный представитель либерализма.

Родился в Лозанне (Швейцария). Происходил из семьи французских гугенотов-эмигрантов. Получил образование в университетах Оксфорда, Эрлангена (Бавария) и Эдинбурга. Принял активное участие в Французской революции, в 1799–1802 гг. входил в состав законодательного Трибуната. Выступил против Наполеона, за что был выслан из Парижа. Во Францию возвратился только после реставрации монархии, и поддержал Бурбонов. Однако затем перешел на сторону Наполеона, и по его просьбе подготовил "Дополнительный акт к Конституции империи". В 1819 г. был избран депутатом парламента; в 1830 г. – становится председателем Государственного совета Франции.

Б. Констан оставил после себя значительное количество научных трудов, наибольшее значение среди которых для учения о государстве и праве имеют: "О действиях террора" (1797); "Размышления о конституциях" (1814); "Принципы политики, применимые для всякого правления" (1815); "О свободе древних сравнительно со свободой новых народов" (1819); "Курс конституционной политики" (в 4 г., 1818–1820) и др.

Политическое учение Констана формируется в период якобинского террора времен Великой французской революции и военного деспотизма Наполеона I. В рамках своего учения Констан стремился обосновать значимость гарантии индивидуальной свободы от произвола государства и общества.

В работе "О свободе древних сравнительно со свободой новых народов" Б. Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое соответствует запросам современного ему индустриального общества XIX в. До Констаиа многие публицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт античности. Античная свобода сводилась к политической свободе, заключавшейся в том, что граждане древних полисов были лично причастны к принятию важных государственных решений, тогда как их личная и экономическая свобода, духовное развитие были всецело под контролем власти, поскольку государство-полис жестко регламентировало семейную, религиозную и хозяйственную жизнь древних греков. Констан считает, что современные народы потеряли интерес к политической свободе. "Подлинная современная свобода" связана уже со свободой индивидуума, защитой личности, частной жизни и собственности от посягательств и произвола государства и толпы. "Я защищаю свободу во всем: в религии, в литературе, в философии, в промышленности, в политике, а под свободой понимаю триумф индивидуальности как над властью, склонной управлять деспотическими методами, так и над массами, которые требуют порабощения меньшинства большинством"[1], – писал Констан. Политическую же свободу он рассматривал лишь как гарантию личной свободы.

Целью государства, по Констану, является личная свобода граждан, которая стоит выше государства, авторитетов и народных масс. Свобода современного англичанина, француза или жителя Соединенных Штатов Америки, писал Констан, это "право каждого подчиняться только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов. Это право каждого высказывать свое мнение, выбирать свое дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже злоупотреблять ею; не испрашивать разрешения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков. Это право каждого объединяться с другими индивидами для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, избранного им и его единомышленниками, либо просто для того, чтобы заполнить свои дни и часы соответственно своим наклонностям и фантазиям"[2].

Основными способами достижения естественной, неотчуждаемой индивидуальной свободы выступают: установление конституционных гарантий свободы совести, печати, собраний, петиций; ответственность министров и других чиновников за нарушение таких свобод.

Б. Констан был весьма религиозным человеком, для него совершенно очевидна была всеобщность, необходимость религиозного сознания у людей. Поэтому на первом месте среди свобод, необходимых человеку, Констан ставил свободу религиозную. Он выступил с критикой учения Руссо о гражданской религии, признававшей широкое вмешательство государства в дела веры, и настаивал на том, что мысль человека является наиболее священной собственностью, будь она истинной или заблуждением[3]. Констан выступал за отделение церкви от государства. Он не раз говорил, что религия не должна быть зависимой от политики, быть инструментом власти.

Идеальным государственным строем, обеспечивающим независимость личности от государственной власти, является, согласно взглядам мыслителя, конституционная монархия по тину английской. Он обосновал необходимость представительной системы правления как наиболее совершенной и оставляющей у основной массы людей свободное время для реализации своих индивидуальных способностей и талантов. Любую форму всеобщего голосования он отвергал, считая, что участвовать в выборах должны лишь граждане, удовлетворяющие имущественному и образовательному цензу. Констан предлагал формировать выборную представительную власть на основе высокого имущественного ценза, поскольку считал, что "одна лишь собственность обеспечивает досуг; только собственность делает человека способным к пользованию политическими правами". Деятельность депутатов не должна оплачиваться, чтобы заработная плата не становилась главным объектом внимания этого правительства.

Констан предложил свою систему разделения властей, состоявшую из шести ветвей: 1) власть королевская; 2) власть представительная (верхняя палата парламента); 3) власть общественного мнения (нижняя начата парламента); 4) власть исполнительная (министры); 5) власть судебная; 6) власть муниципальная (призванная решать вопросы местного самоуправления).

Королевская власть, по Констану, выступает в качестве механизма уравновешивания полномочий всех ветвей власти между собою. "Королевская власть есть, в некотором роде, судебная власть над другими властями". К компетенции королевской власти он относил: смещение и назначение министров; право абсолютного вето (оно необходимо для обеспечения достоинства монарха); роспуск нижней палаты и назначение новых выборов; назначение членов наследственной палаты, по образцу английской палаты лордов; назначение судей; право помилования.

Учение Констана было в определенной мере провиденциальным – он предсказывал возможность построения будущей объединенной Европы, создания "европейского рая", основанного на конституционных принципах, личных свободах индивидов и всемерном развитии индустрии. Благодаря развитию индустрии и коммерции, в результате свободной конкуренции, считал Констан, человек обретет достаток и отдых. Индустриальное развитие принесет народам и политические свободы. Развитие индустрии и распространение либеральных принципов, по Констану, – две стороны одного процесса, название которого – прогресс европейского общества.

  • [1] Французский либерализм в прошлом и настоящем / отв. ред. В. П. Смирнов. М.: Изд-во Моск, ун-та, 2001. С. 21–22.
  • [2] Там же. С. 86.
  • [3] Французский либерализм в прошлом и настоящем. С. 87–88.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >