Политические и правовые учения Новейшего времени

Политические и правовые учения конца XIX – середины XX в.

В результате изучения главы 12 студент должен:

  • знать основные тенденции, конкретно-исторические закономерности возникновения и развития, содержание и специфику представлений о государстве и праве в конце XIX – середине XX в.;
  • уметь определить место и роль политико-правовых представлений в конце XIX – середине XX в. в контексте мировой государственно-правовой истории, ориентироваться в современных подходах к трактовке воззрений на государство и право Р. Иеринга, Г. Еллинека, Г. Кельзена, Л. Дюги, Ж. Маритена, Е. Эрлиха, Р. Паунда и других политических мыслителей этого периода: выявлять систему связей политико-правовой теории с исторической обстановкой в стране и интересами различных социальных групп общества;
  • владеть методикой анализа и оценки роли представлений о государстве и праве, сформировавшихся в конце XIX – середине XX в., в последующей эволюции мировой политико-правовой мысли.

Социологическое направление в юриспруденции. Р. Иеринг

Рудольф фон Иеринг (1818–1892) – один из выдающихся немецких государствоведов и правоведов XIX в. – предпринял попытку применить к учению о праве и государстве некоторые идеи социологии.

Правовая концепция Р. Иеринга изложена им в трехтомной работе "Дух римского права на различных этапах его развития" (1852–1854), двухтомном труде "Цель в праве" (1877–1883) и самой известной работе "Борьба за право" (1872), которая еще при жизни автора была переведена практически на все европейские языки.

Первоначально работы Р. Иеринга создавались под влиянием исторической школы Ф. К. Савиньи и Г. Ф. Пухты, которые проповедовали идеи "самопроизвольного и безболезненного развития права", а также его "узконациональной" обусловленности. Однако вскоре ученый счел методы этой школы и принципы неудовлетворительными и полностью отверг взгляды представителей исторической школы права, согласно которым право развивается естественно и незаметно, подобно языку, традиции или правилам игры в шахматы или карты.

Согласно Иерингу, язык, традиции или правила игры в шахматы действительно не встречают на своем пути никакого сопротивления, а вот "право, как целевое понятие, будучи поставлено среди хаотического вихря человеческих целей, стремлений, интересов, должно непрестанно идти ощупью и искать правильного пути и, найдя его, должно ниспровергнуть препятствие, заграждающее ему этот путь"[1].

В работе "Борьба за право" Р. Иеринг отмечал, что "все великие приобретения, которые должны быть отмечены в истории права: уничтожение рабства, крепостного состояния, свобода земельной собственности, промыслов, веры и мн. др., – все это должно было быть завоевано посредством настойчивой борьбы, продолжавшейся зачастую в течение столетий, и нередко путь, который прошло при этом право, отмечен потоками крови и во всяком случае – попранными правами".

Все права в мире завоеваны, отмечал Иеринг. "Жизнь права – борьба"; "в борьбе обретаешь ты право свое" – основное кредо ученого.

Раскрывая свое понимание права, Р. Иеринг писал: "Цель права – мир, средство для этого – борьба. До тех пор, пока право будет подвергаться нападению со стороны неправа, – а это будет продолжаться, пока существует мир, – оно не будет избавлено от необходимости борьбы. Жизнь права – борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов. Всякое право в мире является результатом борьбы". И далее: "Каждое право, – право народа, как и право отдельного человека, – предполагает постоянную готовность к его отстаиванию. Право – не просто мысль, но живая сила. Поэтому правосудие, держащее в одной руке весы, которыми оно взвешивает право, в другой руке держит меч, которым утверждает право. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча – бессилие права. Оба связаны друг с другом, и совершенный правовой порядок господствует только там, где сила, с которою правосудие держит меч, равняется искусству, с которым оно владеет весами". Отмечая важность сочетания силы права и справедливости, ученый вместе с тем подчеркивал всеобщность борьбы за право, общую ответственность общества за него. Он писал: "Право есть непрерывная работа и притом не только государственной власти, но и всего народа... Каждый отдельный человек, встречающийся с необходимостью отстаивать свое право, принимает участие в этой национальной работе, вносить свою скромную лепту в дело осуществления правовой идеи на земле".

Современную борьбу за право Иеринг толковал только как защиту существующего права от нарушений, как отстаивание субъективного права отдельного индивида, нарушенного другим лицом. Мыслитель считал, что попустительство злонамеренному нарушению своего права – это проявление трусливости, недостойной человека: "Кто делает из себя червяка, – цитирует Р. Иеринг Канта, – тот не может потом жаловаться, что его попирают ногами". Борьба должна вестись не за утверждение в праве новых принципов, а за поддержание и обеспечение уже существующего правопорядка. Борьба за право – это обязанность человека перед самим собой и обществом.

Кроме тезиса о борьбе за право, большое значение в социологической теории права Иеринг отводит тезису об огромной роли и значении цели в праве. В своей работе "Цель в праве" Иеринг заявляет: "Цель есть творец права".

Ради достижения различных практических целей человека возникли и все правовые учреждения. Например, собственность появилась ради достижения такой цели, как физическое, интеллектуальное и иное самосохранение человека. Появление государства было вызвано необходимостью охраны безопасности личности и принадлежащего ей имущества. Причиной всех действий людей являются цели, обеспечиваемые правом. Право, государство и вся социальная жизнь – это "царство целей и целесообразной деятельности человека".

Иеринг в основу своей теории, которую сам он называл "реалистической", положил понимание права как юридически защищенного интереса. Мыслитель считал недостаточным формальное определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм и писал о необходимости раскрыть содержание права. Движущим мотивом человеческой деятельности он признавал эгоистический интерес (пользу, благо, выгоду), обеспечению и защите которого должно служить право. По определению Иеринга, "право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью". Учение Иеринга, основным положением которого является обоснование связи интересов с правом, зависимости возникновения права от борьбы людей за свои интересы, знаменовало собой переход от юридического позитивизма к социологическому изучению права.

Для охраны интересов общества против эгоистических интересов индивидов необходимо государство. Иеринг писал, что "государство есть общество, которое принуждает". Государство обеспечивает общие для всех интересы и соответственно достижение общественных целей. В государстве право получает свое окончательное утверждение, ибо право – это охраняемые государством интересы общества. "Бессилие, немощь государственной власти – смертный грех государства, не подлежащий отпущению, грех, который общество не прощает, не переносит... Самая невыносимая форма государственного состояния все-таки лучше полного отсутствия ее". Иеринг – сторонник сильной государственной власти, но самоограниченной правом, так как право в полном смысле слова – "двусторонне-обязательная сила закона, подчинение самой государственной власти издаваемым ею законам". Право, подчеркивал Иеринг, – "разумная политика власти". Его мысль о том, что при помощи права обеспечиваются защита общих интересов, выполнение целей права и государства, нашла широкое распространение[2].

Учение Иеринга оказало влияние на формирование ряда буржуазных правовых доктрин XX в. – "юриспруденцию интересов" в Германии, юридический прагматизм в США и т.д.[3] Положение Иеринга о том, что право требует "самообуздания власти и силы", широко воспроизводится в современной правовой идеологии.

  • [1] Здесь и далее цит. по: Иеринг Р. Борьба за право / пер. с нем. В. И. Лойко. СПб., 1912. URL: constitutions.ru/archives/5716 (дата обращения: 19.02.2013).
  • [2] См.: Азаревич Д. Рудольф фон Иеринг // Журнал гражданского и уголовного права. СПб., 1882. Кн. 9. Декабрь. С. 79–122.
  • [3] Прянишников Е. Рудольф фон Иеринг (к столетию со дня смерти) // Законность. 1992. № 2. С. 29–30.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >