Политические и правовые учения в России в Новейшее время
Политико-правовая идеология в России конца XIX – начала XX В.
В результате изучения главы 17 студент должен:
- • знать основные тенденции, конкретно-исторические закономерности возникновения и развития, содержание и специфику представлений о государстве и праве в России конца XIX – начата XX в.;
- • уметь определить место и роль политико-правовых представлений в России конца XIX – начала XX в. в контексте мировой государственно-правовой истории, ориентироваться в современных подходах к трактовке воззрений на государство и право А. И. Герцена, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина, В. И. Ленина, Г. Ф. Шершеневича, Л. И. Петражицкого, Η. М. Коркунова и других политических мыслителей этого времени; выявлять систему связей политико-правовой теории с исторической обстановкой в стране и интересами различных социальных групп общества;
- • владеть методикой анализа и оценки роли представлений о государстве и праве, сформировавшихся в России конца XIX – начала XX в., в последующей эволюции мировой политико-правовой мысли.
Политико-правовая идеология русского социализма (народничества). А. И. Герцен
Отечественные социалисты исторически выступили значительно позже западных (начало социалистической мысли в России относят к 50–60-м гг. XIX в.). Учения последних явились идейным истоком социалистических теорий в России. Но нельзя игнорировать своеобразие, отличительные черты социализма в России, обусловленные тем, что социалистические идеи появляются тогда, когда в России еще не было уничтожено крепостничество и не произошли преобразования буржуазного типа. Приоритетность рассматриваемых проблем для народничества, возникшего на рубеже 50–60-х гг. XIX в., в период подготовки и проведения крестьянской реформы, определялась степенью их актуальности для России. Первоочередным стал комплекс вопросов, связанных с отменой крепостного права, в совокупности получивший название крестьянского вопроса, в первую очередь вопрос о земле. Аграрное законодательство было и осталось важнейшим объектом анализа народников всех поколений. Вторым приоритетом основателей народничества стали задачи модернизации государственного устройства, формы правления и политического режима и связанный с этим комплекс вопросов, относящихся к конституционному и муниципальному праву. И лишь третье место занимали собственно социалистические идеи.
Таким образом, основные цели российских социалистов сводились в социально-экономической сфере к борьбе с крепостным правом и его пережитками, а в области политической – к борьбе с царским самодержавием и его бюрократическим аппаратом.
Применительно к России говорят о своеобразной разновидности утопического социализма, "русского" общинного, крестьянского социализма, иначе называемого народничеством.
Основоположником теории русского социализма (народничества) был Александр Иванович Герцен (1812– 1870) – русский писатель, публицист, философ и революционер.
Родился в Москве в семье богатого помещика И. А. Яковлева; мать – немка Луиза Гааг. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом[1]. В 1829–1833 гг. А. И. Герцен учился на физико-математическом отделении Московского университета. В июле 1834 г. его арестовали за участие в антиправительственном кружке, где изучались произведения А. Сен-Симона. Он провел девять месяцев в тюрьме. Затем его сослали в Пермь, оттуда в Вятку и во Владимир, где А. И. Герцен служил в губернских канцеляриях. В 1840 г. мыслитель вернулся в Москву и вскоре переехал в Санкт-Петербург, откуда его опять выслали, на этот раз в Новгород. В 1842 г. Герцен вернулся в Москву и начал заниматься активной научной, литературной и публицистической деятельностью. В 1847 г. он с семьей уехал в Швейцарию, в 1852 г. переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию, в 1855 г. начал выпускать альманах "Полярная звезда" (с портретами пяти казненных декабристов на обложке), а в 1857 г. – первую русскую революционную газету "Колокол", выходившую в течение 10 лет.
К основным произведениям мыслителя относятся: социально-психологический роман "Кто виноват?" (1841– 1848); повести "Доктор Крупов" (1847) и "Сорока-воровка" (1848); трактат "С того берега" (1847–1850); автобиографические воспоминания "Былое и думы" (1852–1868).
В центре политико-правовых воззрений А. И. Герцена лежали идеи преодоления российского самодержавия, крепостничества и полицейского произвола, поиски путей достижения свободы личности, гармоничного сочетания индивида и общества, личности и государства.
А. И. Герцен был сторонником европейского пути развития России, защищал западные идеалы прав и свобод личности. Высоко оценивая прогрессивные политические институты Западной Европы и США, Герцен видел в них образец и надеялся на их успешную рецепцию в России. Однако близкое знакомство с темными сторонами европейской жизни, с ее буржуазными экономическими и политическими порядками, глубокими социальными противоречиями заставило Герцена пересмотреть прежние представления о возможности и желательности развития России по западному пути. Разочарование в европейском прогрессе, по признанию Герцена, привело его "на край нравственной гибели", от которой спасла лишь "вера в Россию". Вместе с тем критичная переоценка западной политической практики разуверила мыслителя не в либеральных ценностях, а в самодостаточности политических институтов Запада.
В его размышлениях о будущности России все более определяющую роль стали играть идеи русского социализма, опиравшиеся на представления об особенностях исторического развития России и общинных началах жизни российского общества[2].
А. И. Герцен принадлежал к числу европейских мыслителей XIX в., начинавших конвергенцию либеральных и социалистических идей. Он видел в социализме не разрушителя, а наследника либеральных ценностей, естественное дополнение идей свободы идеями социальной справедливости. Ему казалось естественным, что вслед за идеями о правах человека и гражданина возникла "идея о союзе и братстве между людьми".
Герцен и другие народники (Η. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский) видели суть социализма в стремлении к социальной справедливости и солидарности; в приобщении все более широких слоев народа к свободе, собственности, политике и культуре, и тем самым к "деятельному, самостоятельному участию в истории". Цивилизация, считали они, не станет необратимой, пока не укоренится в народной почве.
Вопреки распространенному мнению народники никогда не призывали "к топору", т.е. крестьянским войнам. Основанное ими народничество возникло как реформистская идеология, искавшая приемлемые для народа пути и способы модернизации страны[3]. В борьбе против главного врага – "феодализма" они отдавали предпочтение не революционным, а легальным методам. Надеясь на "мирный исход", на "прозорливость законодателя", основатели народничества допускали, что "упорство реакции может привести к революции". Видя в антифеодальных революциях "крайнее средство", народники рассматривали их как "роковые последствия вековых ошибок", они никогда не отождествляли историческую справедливость с местью[4].
В поисках приемлемой для России модели политических реформ Герцен и другие народники проявляли интерес к парламентарной монархии английского образца и к американской системе сдержек и противовесов, организации местного самоуправления и федеративному устройству. При этом они стремились сочетать конституционный и муниципальный опыт Запада с традициями и навыками самоуправления, имевшимися тогда в России, прежде всего с навыками "мирского" крестьянского самоуправления.
Они знали, что формирование демократических институтов США начиналось с самоуправления местных общин отдельных колоний. Такой путь развития демократии был в принципе возможен и в России, где составлявшие большинство населения крестьяне-общинники тоже обладали опытом самоуправления, приобретенным в гораздо более тяжелых условиях.
Рассуждая о перспективах политического развития России, народники видели в органах "мирского" самоуправления сел и волостей важный институт гражданского общества, а также будущие субъекты муниципального и конституционного права. Глубокие корни общинного и волостного самоуправления и живой интерес общественного мнения к земскому самоуправлению уездов и губерний, вынуждавший правительство начать подготовку земской реформы, убеждали основателей народничества, что институт общинного самоуправления в России возможен и необходим.
Другой важной составляющей конституционной программы народничества стали идеи федерализма. А. И. Герцен считал федеративное государственное устройство исторически неизбежным в такой огромной, территориально и этнически разнородной стране, как Россия. С ним органично связана возможность решения вопроса о национальностях. После польского восстания 1863 г. А. И. Герцен и другие народники поняли, что рано или поздно Украина, Прибалтика, Закавказье тоже потребуют национальной и государственной самостоятельности. Эти проблемы они надеялись решить не путем распада страны, а в рамках федеративного союза, где "на самобытности каждой части может быть основана сила и свобода целого".
Герцен использовал конституционные идеи Т. Джефферсона, особенно его концепцию сбалансированного федерализма, т.е. демократии, вырастающей из самоуправления на местах, постепенно переходящей в федеральную демократию, и сцементированной демократией участия, т.е. заинтересованным участием граждан в общественной и политической жизни своих общин, округов, штатов, страны.
Признавая благотворные истины экономического либерализма, основатели народничества противостояли упрощению либеральных идей и их использованию в интересах олигархии. Они были убеждены, что "разумное участие государства в экономических делах" и "инициатива со стороны частной деятельности" не исключают, а дополняют друг друга.
Обосновывая возможность вмешательства государства в экономические и социальные проблемы общества, народники оставались на позициях гуманизма, а не этатизма. С их точки зрения, вмешательство неправомерно, когда ведет к "пожертвованию правами отдельного человека всем прихотям государства", и правомерно, когда обеспечивает "человеческие права" тех, кто иначе не пользовался бы ими[5].
Народничество представляет собой пример творческой комбинации либеральных, демократических и социалистических идей. Народники разработали долгосрочную стратегию модернизации России на началах законности, демократии и социальной справедливости, боролись за укрепление правовых принципов во всех сферах государственной и общественной жизни.
- [1] От нем. Herz – сердце.
- [2] Лапаева В. В. Герцен А. И. // Правовая наука и юридическая идеология России: энцикл. словарь биографий / отв. ред. В. М. Сырых. М.: РАП; Юрист, 2009. С. 148-149.
- [3] Поликарпова Е. В. Программа реформ в политико-правовой идеологии раннего народничества: автореф, дис.... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 19.
- [4] Поликарпова Е. В. Основатели народничества о методах социальных преобразований // Законы России: опыт, анализ практика. 2010. № 5. С. 37-38.
- [5] Поликарпова Е. В. Программа реформ в политико-правовой идеологии раннего народничества. С. 20, 38.